Top.Mail.Ru

Наши публикации

Возможности дидактического материала в развитии познавательного интереса в системе М. Монтессори

Дронюк И. В.

В настоящее время фундаментом целостной системы образования и развития личности является дошкольная и начальная ступени образования, функции их значительно расширились, а требования возросли. Традиционная система не всегда и не у всех может обеспечить необходимые условия для развития личности, так как она отводит ученику лишь роль объекта педагогического воздействия. С каждым годом уровень познавательной активности детей растет, меняется их интерес, постепенно происходит осознание необходимости и разнообразия систем обучения, углубляется поиск инновационных педагогических технологий. Разнообразие систем обучения обеспечивает развитие склонностей, интересов, способностей и подходов к ребёнку. Одной из таких систем и является метод М. Монтессори.

Познавательный интерес во многом определяет успешность в обучении, поэтому мы будем рассматривать его в учебной деятельности. Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок и рассматривается как: избирательная направленность внимания человека (3, с.45); проявление его умственной и эмоциональной активности (4, с.21); активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (5, с.78). Познавательный интерес — это интегральное образование личности, имеющий сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях (4, с. 67).

Система М. Монтессори, отличающаяся особенностями методики и специфики учебного плана, предоставляет огромные возможности для развития познавательного интереса каждого ребенка, независимо от его личностных и возрастных характеристик. Этому способствует организация специально подготовленной среды, в которой происходит предоставление детям, организованным в разновозрастные группы, свободы выбора материала, времени, продолжительности и места работы с ним, партнеров для совместной деятельности и общения с учителем или детьми, а также создание атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия каждого ребенка. Наблюдение является основным методом педагогической деятельности для отслеживания зон ближайшего и актуального развития детей и оказания нужной помощи в их самостоятельном обучении. Немаловажна и роль взаимосвязи между учебными предметами. Основными формами учебной деятельности являются презентации (при инициативной роли педагога, ребенок остается слушателем-собеседником, активно знакомящимся с новым материалом), трехступенчатые уроки (ребенку передается способ деятельности с материалом, в процессе которого возможно получение нового знания), работа на «круге» (активность педагога и ребенка при планировании деятельности педагогом) и работа с Монтессори-материалом (самостоятельность детей при менее активной роли учителя).

Эти особенности помогают выстраивать взаимосвязи между учебными предметами и постоянно подпитывать познавательный интерес детей. Особое место в системе М. Монтессори занимает подготовленная среда, состоящая из 5 образовательных областей, в которых и осуществляется процесс самообучения, саморазвития и самовоспитания.

  1. Зона математического развития – это материалы, дающие возможность общения с абстрактными понятиями, образующими математику. Также здесь представлены материалы по обучению арифметическим действиям, подсознательному восприятию взаимодействия чисел в работе с конкретными предметами. К таковым можно отнести: числовой материал, шероховатые цифры, доски деления и умножения, золотой банк.
  2. Зона сенсорного развития – относятся материалы, закладывающие прочную основу для развития интеллекта и чувств. Здесь присутствуют комплексы материалов для упражнений в определении цвета, формы, размера, веса, температуры, структуры поверхности, выделение в материале определенного качества или свойства. Сюда относят: рамки с застежками, коробочки с запахами, звоночки, ящик с кусочками тканей, коричневая лестница и розовая башня.
  3. Зона языкового развития предполагает наличие материалов, поясняющих ребенку особенности родного языка и позволяющих без особых усилий научиться писать и читать. Материалы на знакомство с очертанием буквы, составление слов из букв, развитие мелкой моторики руки и координации движений, необходимых при письме, на расширение и обогащение словарного запаса, выделение элементов общих для всех языков. К этой зоне можно отнести: буквы из шероховатой бумаги, большой и малый подвижный алфавит, карточки интуитивного чтения.
  4. Зона «космического» развития помогает ребенку упорядочить восприятие окружающего мира, закладывает фундамент будущих научных знаний. Объекты живой и неживой природы представлены в широкой гамме от природы родного края и ближайшего к детям окружения до космических тел и макетов Солнечной системы, схем созвездий. Здесь же представлены географические материалы, а также материалы для формирования знаний о физическом мире, ориентировки во времени. Измерительные приборы составляют естественно — научную экспериментально — исследовательскую лабораторию. К таким материалам относят: карты, глобус, атласы, трафареты животных и цветов, вкладыши материков.
  5. Зона практического развития включает в себя материалы, которые готовят детей к повседневной жизни. Упражнения с материалами этой группы подразделяются тематически: забота об окружающей среде, и человеке, приобретение навыков культуры гигиены, приобретение хороших манер, развитие координации движений. К ним относятся: пересыпание с помощью ложки, переливание из одного сосуда в другой, уборка помещений, ухаживание за цветами.

Вышеупомянутые дидактические материалы являются составной частью педагогической образовательно-развивающей среды, побуждающей ребенка регулировать собственное развитие через самостоятельность, соответствующую его индивидуальности. Для ребенка, Монтессори-материалы, есть ключ к миру, благодаря которому, он учится на собственном опыте понимать природу и современную цивилизацию. Все материалы, кажущиеся простыми, заключают в себе глубокий философский смысл: работая с ним, ребенок упорядочивает свое внутреннее состояние, систематизируют мир вокруг себя и получает возможность « почувствовать» как он устроен, осознать свое место в нем и в конечном итоге – построить себя, свою личность». В тоже время, возможность усложнять и дополнять работу с материалом новыми упражнениями ведёт ребенка по пути « саморазвития». Изоляция трудности и контроль ошибок помогает ребенку выделять признаки предметов в чистом виде, способствует адекватному осознанию внешнего мира, вырабатывает умение видеть допущенную ошибку и самому ее исправлять. В Монтессори — материале заложен принцип природосообразности, то есть он отвечает внутренним потребностям ребенка в определенный сенситивный период его развития. В каждой образовательной зоне материалы располагаются слева направо, от простого к сложному и всегда в единственном экземпляре. Такое расположение позволяет ребенку перейти от конкретных действий с предметами в руках, к абстрактному оперированию понятиями, а также воспитывает в детях умение сотрудничать и взаимодействовать. Нельзя не отметить и внешнюю привлекательность, и эстетическое оформление, а также прочность и долговечность.

Ребенок, по своим возможностям и своему интересу, занимается в той или иной зоне, и с тем или иным материалом, который интересует его в настоящее время. Такое индивидуальное самообучение позволяет ребенку самому двигаться по своей траектории развития, а сам процесс обучения не теряется, а наоборот приобретает «поле» для развития познавательного интереса.

Таким образом, работа с дидактическими материалами по методу Марии Монтессори не только помогает повысить познавательный интерес, но, и способствует наиболее успешному овладению образовательным материалом, дети научаются выполнять различные виды работ, они становятся активнее, самостоятельнее и усерднее при выполнении заданий.

Список литературы:

  1. Монтессори М.- Помоги мне это сделать самому (сост. вступ. статья М. В.Богуславский, Г.Б. Корнетов, - М.: Издательский дом «Карапуз»; 2000, 272 С.
  2. Монтессори М. - Дом ребенка: Метод научной педагогики. - М.: Астрель: Аст, 2006, 269 С.
  3. Монтессори М. - Мой метод: Начальное обучение \ Мария Монтессори. - М.: Астрель: Аст, 2006. - 349 (3)
  4. Фербер Д. А. Младший школьник: развитие мозга и познавательной деятельности. - М.: Вентана - граф, 2003.
  5. Щукина Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. В. Н. Липник, А. Роботова и др.; Под ред. Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. -176 с.