Статья Шорниковой М.А. Практические упражнения для детей дошкольного возраста в повседневной жизни

Практические упражнения для детей дошкольного возраста в повседневной жизни

Шорникова М.А.

    Все родители мечтают о том, чтобы их малыш вырос умным, любознательным, чтобы он легко и с удовольствием учился. От этих качеств и способностей зависит его будущее. Мы хотим видеть своего ребенка счастливым и успешным. Что же нам нужно сделать, чтобы помочь нашему самому любимому и талантливому ребенку?

    В дошкольном периоде ребенок максимально развивает заложенные в нем способности, чтобы получить новую информацию и освоить новые навыки. На этот возраст приходятся периоды активного развития речи, чувственного (сенсорного) развития, малыш познает мир при помощи движений. Именно в это время происходит формирование представлений о порядке и аккуратности, о нормах поведения в обществе (1, с.43).

    Первая система раннего развития была разработана Марией Монтессори. Мария Монтессори родилась в Италии 1870 году. Основным предметом, которым она увлекалась, был естествознание. Это и определило последующий выбор Монтессори – медицина. В своей стране она стала первой женщиной – врачом. Чтобы помочь своим маленьким пациентам адаптироваться, она создала специальную школу для детей с отклонениями в развитии. Поскольку многие дети плохо говорили, Монтессори разработала систему упражнений, которые развивали речь, благодаря тренировке мелкой моторики пальцев и благодаря которым её ученики могли изучать окружающий мир с помощью собственного сенсорного опыта. Спустя некоторое время оказалось, что дети, с особенностями в развитии, научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы (1, с. 18).

    Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип Монтессори-педагогики - подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Как это сделать? Монтессори отвечает на этот вопрос однозначно: создайте вокруг ребенка такую развивающую среду, чтобы, попадая в неё, он мог начать учится самостоятельно. Девиз метода: «Помоги мне сделать это самому».

Упражнения практической жизни

    Цель «упражнений практической жизни» – способствовать развитию навыков и умений, необходимых ребенку в жизни.

    Различные виды упражнений практической жизни, предлагаемые детям, зависят от особенностей культуры страны, а так же от местных особенностей. Упражнения практической жизни можно разделить на два вида:

        1. упражнения, связанные с навыками самообслуживания: умение одеваться и раздеваться, причесываться, чистить зубы, личная гигиена;

        2. упражнения, направленные на заботу об окружающей среде: подметание пола, вытирание пыли, мытье стульев и столов, стирка и глажка, полив комнатных растений, накрывание на стол, мытье посуды, уборка в шкафах, уборка постели после сна, приготовление «простой» пищи (бутерброды, чай и т.д.). Список этих занятий многообразен и зависит от индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей (3, с.264).

    Для формирования точности движений важно создать условия и подготовленную среду, развивающую моторные потребности ребенка. Оборудование по величине и удобству должно быть подобрано соответственно силе и росту ребенка. В этой среде ребенку надо предложить всевозможные виды упражнений, чтобы тем самым способствовать координации и совершенствованию движений. Следует так подобрать соответствующие предметы для упражнений по формированию у детей навыков практической жизни, чтобы ребенок ясно понимал цель своей деятельности. Для того чтобы дети получали большую радость и удовлетворение от собственной деятельности, предусмотрены: переливание воды, рамки с застёжками, завязывание бантов.

    М.Монтессори подбирает упражнения в практической жизни, часть которых происходит из повседневных домашних дел. За деятельностью ребенка наблюдают взрослые. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. С увеличением независимости растет уверенность ребенка в себе (2, с.21).

    Для ребенка интересен подробный анализ сложных действий. Путем сознательного выявления деталей действия он приходит к построению собственных моделей поведения. Он достигает более высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Его движения становятся гармоничнее и экономичнее.

    Привлекательная форма упражнений помогает ребенку, например, сначала научиться процедуре одевания и раздевания. Это сложное действие, и выполнение его затруднено. Поэтому ребенку требуется на одевание и раздевание длительное время, достаточное, чтобы он мог его осуществить.

    Наведение порядка в среде, где находится ребенок, благоприятствует усвоению им образцов социального поведения и созданию внутреннего духовного строя. Чем более независим ребенок от помощи взрослых, тем больше у него освобожденных творческих сил для развития и построения образцов собственного поведения в обществе.

    Цели упражнений в практической жизни можно обобщить следующим образом:

    - направляют стремление детей действовать в разумном русле;

    - координируют, совершенствуют и гармонизируют поведение в целом;

    - способствуют независимости ребенка от взрослых, его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства и самоценности;

    - развивают чувство ответственности перед окружающими, формируют внутренний духовный строй, учат специфике поведения в обществе.

    Приведём несколько групп упражнений, которые можно использовать при формировании навыков практической жизни:(4, с.23)

    I. Для координации движения:

        1. Открывание и закрывание дверей;

        2. Хождение по комнате, не задевая предметов;

        3. Ношение стула;

        4 .Складывание салфетки:

        5. Пересыпание крупы из одной чашки в другую;

    II. Упражнения с водой:

    1. Переливание воды из одного сосуда в другой;

    2. Переливание из чайника в чашку;

    3. Ухаживание за цветами;

    4. Мытьё рук;

    5. Взбивание пены;

    6. Водяная мельница;

    7. Мытьё стола.

    III. Упражнения, помогающие ребёнку самостоятельно одеваться и раздеваться представлены: рамками с пуговицами, шнурками, кнопками, крючками и петлями, ремнями и пряжками, бантами, застёжкой « молния».

    IV. Другие упражнения:

        1.Чистка зубов;

        2.Чистка ботинок;

        3.Мытьё фруктов;

        4.Сервировка стола.

    Знания, умения и навыки, полученные в ходе реализации упражнений практической жизни очень важны для детей. Родителям необходимо очень ответственно относится к их выполнению, особенно в дошкольном возрасте. Организовывая работу детей важно опираться на следующие рекомендации:

    1)Покупайте одежду, которую ребёнок может надеть или снять самостоятельно.     2)Выделите ребёнку место в комнатах для его личных вещей: полотенец, зубной щетки, уличной обуви, верхней одежды.     3)Пусть ваш ребенок участвует в домашних делах: приготовление пищи, уборки квартиры, садоводство. Дайте ему посильное задание и необходимые материалы.

    А самое главное – не бойтесь давать ребенку возможность исследовать, экспериментировать, ведь только таким образом можно познать неизведанное и получить ответы на интересующие его вопросы.

Список литературы:

    1.Дмитриева В.Г. «Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет». М.: Эксмо, 2009

    2.Орлова Д. «Большая книга Монтессори». – СПб.:ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК; Владимир: ВКТ, 2009

    3.Стэндинг Э.М. «Жизнь и творчество Марии Монтессори». СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2010

    4.Хилтунен Елена. «Помоги мне стать самостоятельным Упражнения для маленьких детей в повседневной жизни». М.:ЮНИОН-паблик, 2008