Статья Науменко Ю.А. Использование технологии Портфолио как инструмент для профессионального развития педагога

Использование технологии “Портфолио” как инструмент для профессионального развития педагога

Науменко Ю. А.

    Проблема оценки качества образования находится сегодня в зоне повышенного внимания всей российской общественности, государства в целом и, конечно же, семьи. Уровень понимания оценки качества образования для каждого из них имеет разностороннюю направленность, что не позволяет вынести однозначного решения. По мнению М.М. Поташника качество образования есть соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально (1), а значит предельно конкретно и спрогнозированы в зоне потенциального развития ребенка.

    Для того чтобы цель была направлена на конкретного субъекта (ребенка, педагога), а результаты превратились в оценку их личностных достижений, требуется создание целостной системы организации и управления образовательным процессом. При этом используемое понятие “качество образования” будет означать качество образовательного процесса, выраженное в его результатах.

    Тогда перед нами встает целый ряд вопросов: Где же можно увидеть эти результаты? Как следует их представить, чтобы путь продвижения по лестнице личностного роста всех субъектов образования стал наглядным и мотивировал других добиваться еще более высоких результатов в образовательной и профессиональной деятельности?

    В последнее время происходят кардинальные смещения акцентов в критериях качества образования. Так, количественные и знаниевые показатели приобретают компетентностную направленность. В этом случае возникает необходимость создания специальной образовательной среды, в которой появится возможность мотивировать субъектов на овладение соответствующими компетенциями, а также создания условий для деятельности, способствующей формированию и развитию этих компетенций. Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации и управлению образовательным процессом следует рассматривать технологию “Портфолио”, с помощью которой складывается наглядная и целостная картина, отражающая систему оценки качества образования.

    Идея использования портфолио в системе образования в последнее время получает широкое распространение. В рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования отмечается, что “изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, влекут за собой изменение системы оценивания” (1).

    В настоящее время кардинальные изменения вносят на рынок труда существенные коррективы по отношению к человеку к его профессионально-квалификационным характеристикам и выдвигают все новые и более жесткие требования к продукту его профессионального труда. В связи с этим основными морально-психологическими качествами работника становятся инициативность, самостоятельность, креативность, способность сотрудничать и взаимодействовать с другими субъектами общества, высокая мотивация к карьерному росту, повышению квалификации и профессиональному переобучению. Именно эти качества позволяют человеку быть мобильным и конкурентоспособным на рынке труда, а технология “Портфолио” как эффективный инструмент и ведущий показатель системы оценки качества образования, позволяет наглядно представить целостную картину о степени сформированности личности как успешного, компетентного и делового человека (3).

    В ситуации постоянных изменений на рынке образовательных услуг технология “Портфолио” в организации представляет собой форму или процесс организации образцов и продуктов педагогической деятельности каждого конкретного педагога, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной самооценки и оценки компетенций, как со стороны педагогического коллектива, так и администрации. А так же происходит дальнейшая коррекция деятельности педагога и организации в целом. Для того чтобы организация не топталась на месте, постоянно развивалась и самосовершенствовалась, необходимо анализировать и фиксировать определенные моменты в образовательном процессе, которые позволят ей выходить на новый уровень и предлагать на рынок образовательных услуг что-то новое или усовершенствованное.

    Также следует отметить, что анализ и оценка деятельности особенно требуется в организациях, где изменения становятся постоянным фактором и влияют на развитие организации. К таким организациям относится и образовательная организация, в которой я работаю. Родительский центр «Филиппок» г. Томска - это негосударственная структура, оказывающая платные образовательные услуги родителям и детям дошкольного возраста. Ситуация в нашей организации была такова, что мы достаточно давно находимся на рынке образовательных услуг и предлагаем большой спектр занятий нашим клиентам. Это подталкивает нас к необходимости систематизации и конкретизации работы, как педагогов, так и организации в целом, а также к выработке новых, качественных предложений родителям.

    Прежде всего, нам необходимо: дать информацию клиентам (родителям) о существующих услугах в нашей организации; наглядно предъявить “успешность” ребенка, клиенту (родителю); познакомить клиента (родителя) с деятельностью педагога. Для этого мы решили использовать технологию “Портфолио”, предположив, что технология позволит педагогу с одной стороны: проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов, а с другой: стороны, осмыслить свою деятельность как услугу, ориентированную на клиента, диалог с ним по поводу образования его ребенка.

    Сейчас можно уже сказать, что по истечении 2 лет работы, портфолио завоевывает все большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень. В результате проделанной работы на методических объединениях и обсуждения между педагогами, нами сообща были сформированы общие черты структуры портфолио услуги в нашей организации (что собственно не исключает возможности внести педагогу, что-то новое, другое, возможно характерное для его услуги). Мы выделяем два раздела «портфолио образовательной услуги»:

I. Содержательная часть услуги:

    - Пояснительная записка об услуге;

    - Информация об образовательной программе: программа, по которой работает педагог, структура занятия, примерные планы занятий и т.д.;

    - Информация о педагоге: краткое резюме педагога (образование, педагогический стаж работы и т.д.), различного рода свидетельства профессионального роста (сертификаты, награды, публикации, программы и т.д.);

    - Фотографии с занятий (с комментариями);

    - Методические рекомендации;

    - Творческие работы, которые демонстрируют продукты педагогической деятельности и учебной деятельности детей.

II. Качество услуги:

    - Где педагог сам определяет, заполняя разработанный нами стандарт качества услуги, который индивидуален для услуги;

    - Отзывы родителей, которые предъявляют результаты внешнего оценивания и самооценивания.

    Таким образом, на данный момент педагоги нашего центра находятся в позиции активного создания собственного портфолио. Что, на наш взгляд, позволит нам дать более полное представление о содержании и качестве предлагаемых нами услуг нашему клиенту, заказчику, а также осмыслить и проанализировать деятельность педагогов в рамках “услуги” и найти их точки роста.

Список литературы:

    1. Красноперова Т.В. Технология «Портфолио» – ведущий показатель целостной системы оценки качества образования //Фестиваль педагогических идей // http://festival.1september.ru/articles/572189/

    2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 272 с.

    3. Пинская М.А. Портфолио учителя как инструмент профессионального развития и оценки профессиональных достижений/ Оценка качества образования.- 2008. - № 8.// http://www.lko.metodcenter.edusite.ru/p11aa1.html