Статья Дронюк И.В. Формирование познавательного интереса в системе М

Формирование познавательного интереса в системе М. Монтессори

Дронюк И. В.

    В настоящее время фундаментом целостной системы образования и развития личности является начальная школа, функции ее значительно расширились, требования возросли, появились инновационные педагогические технологии. Одной из таких технологий оказалась методика М. Монтессори. Изучив эту систему обучения, стало интересно, как же она развивает у детей познавательный интерес.

    Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и не является присущим человеку от рождения (1, c.57). Его предметом является самое значительное свойство человека - познавать окружающий мир. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Познавательный интерес, по мнению Щукиной, условно выражен в своём развитии по следующим стадиям (5, с.81):

        1. Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, обусловлена чисто внешними и неожиданными обстоятельствами привлекающими внимание человека и связана с новизной ситуации.

        2. Любознательность — это стремление человека проникнуть за пределы увиденного.

        3. Познавательный интерес - характеризуется познавательной активностью, избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

        4. Теоретический интерес - связан со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, с использованием их как инструмента познания (5, с.82).

    Таким образом, каждая из стадий в своем развитии становится более сложной и значимой основой для развития познавательного интереса, поэтому ситуации решения познавательных задач, активного поиска, размышления, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, помогают формироваться познавательному интересу. В своем формировании познавательный интерес проходит несколько уровней:

        1. Элементарный – на нем возникает открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, находится на поверхности отдельных фактов.

        2. Средний - интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть, требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями.

        3. Высокий - связан с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением и совершенствованием способов учения.

    Познавательный интерес — это значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности школьника, то очень важно знать его проявления, признаки, по которым можно судить о наличии его у учащихся.

    Проявлением интереса учащихся в учебном процессе является:

        1. Интеллектуальная активность - вопросы ученика, выражающие стремление постичь ещё неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса.

        2. Активное оперирование приобретённым багажом знаний и умений, а также стремление участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения.

    3. Эмоционально благополучный фон познавательной деятельности ученика.

    4. Регулятивные процессы, которые проявляются в сосредоточенности внимания и слабой отвлекаемости.

    5. Поведение ученика при затруднениях - стремление преодолеть трудности, попробовать различные пути для разрешения сложной задачи.

    Распознавание познавательного интереса возможно не только в сфере учебной деятельности, но и за её пределами, так как ребенок руководствуется интересом не только на уроках. Свободный выбор деятельности в часы досуга, предпочтение тех или иных занятий в свободное от уроков время — важнейший показатель интересов и склонностей учащихся.

    Несколько веков назад итальянский психолог и педагог говорила: « Не вмешивайся в деятельность ребенка и не делай за него выбор, а помоги ему сделать это самому». Разработав свою систему обучения, основанную на «свободном», но не вседозволенном воспитании, М. Монтессори основывалась на интересе ребенка. Сама она называла свой метод «помощью жизни». М. Монтессори требовала одного - предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в выборе, в самостоятельной работе. Дисциплину М. Монтессори также трактовала как «активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом» (3, с. 23).

    Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача педагога — помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу. Для свободного саморазвития ребенка М. Монтессори выделяет ряд концептуальных идей в своей педагогике:

        1. Инновационная и гуманитарная направленность метода - М. Монтессори одна из первых педагогов реализовала идею «свободно развивающегося» ребенка в специально подготовленной среде, основу которой составляет дидактический материал. Данная среда состоит из 5 зон: практической, математической, родного языка, сенсорной и космической, в которых находятся материалы, относящиеся к данным наукам. Монтессори — материалы побуждают ребенка регулировать собственное развитие через самостоятельность и интерес, соответствующий его индивидуальности, помогают приобрести жизненный опыт, учат быть внимательными, развивают логику, воображение.

        2. Образовательный процесс основан на индивидуальном подходе к личности, определяя тем самым содержание образование для каждого ученика на занятии и степень участия учителя в процессе обучения.

        3. Особая позиция педагога - невмешательство и ребенка – творца своей деятельности. Монтессори — педагог — это и учитель, и наставник, и ознакомитель, и психолог, который помогает детям быть самими собой и развиваться так, как им удобно, не травмируя их большими нагрузками. Педагог наблюдает за работой детей, помогает им, если ребенок просит о помощи, следит за соблюдением правил и фиксирует наблюдения в письменном виде.

        4. Особые виды деятельности - сотрудничество и сотворчество, основанные на свободе выбора: материала, места работы, времени, партнеров.

        5. Уникальная структура занятий и оценивания – свободная работа с дидактическими материалами является основой всего развития ребенка, в плане его обучения и воспитания. Что такое отметка дети не знают, но оценку своего труда обязательно получают, чаще всего в виде одобрения взрослых или других детей. Главное здесь — как ребенок сам себя оценивает. Классно — урочная система и единые программы обучения заменяются оригинальным учебным процессом, каждое занятие следует уникальному пути развития.

    Таким образом, в системе М. Монтессори уделяется огромное внимание роли ребенка, особой структуре саморазвития и самообучения, работе с дидактическими материалами в специально подготовленной среде, свободе выбора, особой роли педагога, который не вмешивается в деятельность ребенка, а только наблюдает и сопровождает индивидуальную траекторию развития ребенка. Эти факторы являются хорошей средой для становления и развития познавательного интереса, благодаря которому ребенок может самостоятельно развиваться, ориентируясь на свои желания, возможности, способности, которые в свою очередь помогают формироваться полноценной личности со своими интересами, взглядами на жизнь и окружающий его мир.

Список литературы:

    1. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2000 — 272с.

    2. Монтессори, М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. - М.: Астрель: Аст, 2006 — 269 с.

    3. Монтессори М. - Мой метод: Начальное обучение. М. : Астрель: Аст, 2006 - 349

    4. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности детей 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2006 – 144с.

    5. Щукина Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под ред. Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984 - 176 с.