Развивающие эффекты метода М. Монтессори

Развивающие эффекты метода М. Монтессори

Постарайтесь вспомнить своего малыша в возрасте трех-трех с половиной месяцев. «О чем это он так усиленно думает?» - с улыбкой удивляемся мы, видя, как такая кроха сосредоточенно рассматривает свои пальчики. Не удивляйтесь, даже в столь раннем возрасте дети уже могут концентрировать свое внимание на какой либо деятельности, занимающей их в данный момент. Причем делают они это абсолютно бессознательно и спонтанно. Мария Монтессори называла это явление детского сосредоточения – концентрацией внимания, а постоянный интерес к одной и той же деятельности – поляризацией внимания. Именно поляризацию внимания Монтессори считает необходимым условием и признаком начала глубоких позитивных изменений в ребенке – начала процесса нормализации его поведения. Под нормализацией она понимала превращение поведения ребенка из отклоняющегося в нормальное.

Что же такое "нормальное поведение"? К его признакам относится: умение концентрироваться и сосредоточенно работать, заниматься самостоятельной деятельностью, умение выбрать тот вид деятельности, который соответствует его внутренней потребности. «Нормализованный» ребенок дружелюбен, отзывчив, коммуникабелен, хорошо владеет собой. «Ненормализованный» ребенок стремится обладать предметом (игрушкой, материалом, книжкой и т.д.), а «нормализованный» стремится получить знания об этом предмете и поделиться этими знаниями с окружающими его людьми.

В действующей Монтессори группе можно наблюдать эти различия в реальном времени – недавно пришедшие дети зачастую агрессивны, суетливы, не желают делиться игрушками и отбирают их у других детей, невнимательны, шумят, не умеют, а часто и не хотят заботиться о себе, или наоборот пассивны, медлительны, плаксивы, пугливы. Естественно группа таких детей производит удручающее впечатление – крик, шум, хаос, беспорядок! Если вы придете в эту же группу через 2-3 месяца то увидите совершенно другую картину – каждый ребенок занят своим делом, они уже реже спорят, чаще договариваются, жалеют друг друга и помогают. На Монтессори занятии в такой группе царит тишина – группа работает!

Дети Монтессори активны в общении, позитивно настроены, умеют предлагать свою помощь и сами при необходимости просят о ней, старшие заботятся о младших, а младшие перенимают опыт старших товарищей. А главное, они все время «работают» над становлением своей личности, то есть сосредоточенно и увлеченно занимаются той деятельностью, которая соответствует именно их внутренним потребностям. Эти дети свободны, ноне забывают, что вокруг такие же свободные люди, и необходимо жить так, чтобы право этих людей на свободу не ущемлялось. Это самый значительный и важный результат, которого ребенок достигает в результате собственной работы над собой, без давления взрослого. Что же помогает ребенку стать «нормализованным», учиться самостоятельно и без напряжения, изучать мир вокруг и находить свое место в нем? Это в первую очередь, развивающая предметно-пространственная среда, и особая система отношений, выстроенная между педагогами и детьми, детьми между собой.