Развивающая предметно-пространственная среда. Монтессори-материалы. Роль учителя.

Развивающая предметно-пространственная среда. Монтессори-материалы. Роль учителя.

Итак, этот момент наступил – вы со своим малышом вошли в Монтессори-класс. Первое, что вы увидите, это множество материалов, которые стоят на низеньких открытых полочках в свободном доступе и линия овальной формы, наклеенная или нарисованная на полу. Звенит колокольчик и вас приглашают сесть на эту линию или как говорят Монтессори - педагоги «сесть в круг». Начинается групповое занятие – «круг». На «кругах» мы знакомимся с новичками, приветствуем друг друга, и все-все вокруг нас, учимся позитивно общаться и взаимодействовать. Разучиваем стихи и песенки, сопровождая их движениями – стихоритмопластика. Показываем друг другу языки – артикуля-ционная гимнастика, и делаем специальные дыхательные упражнения для профилактики насморка. Развиваем речь – играем с пальчиками и в звуковые игры, рассказываем истории из прожитого накануне, обсуждаем текущие события и погодные явления, праздники, поздравляем именинников – играем в «Каравай» и дарим подарочки. Бывают тематические круги, когда прорабатывается заранее намеченная педагогом тема или презентуется новый материал. Бывают у нас и спонтанные круги, – когда кто-то из старших детей берет на себя инициативу и делится опытом с товарищами, или возникает потребность срочно обсудить что-то, – например, правила по которым мы живем в группе. Отдельно можно выделить круги с тихими играми и ходьбой по линии.

После 15-20 минутного круга дети переходят к свободной работе с материалами. Это значит, что ребенок свободно выбирает с каким материалом он хочет заниматься, сколько он будет с ним работать, будет ли он работать один или позовет другого ребенка. Вновь пришедшему ребенку предоставляется выбор, он может наблюдать за другими детьми, или поискать тот материал, который его заинтересует. Педагог не спешит «увлечь» новичка чем-либо, а терпеливо наблюдает и ждет, когда ребенок сделает свой собственный выбор. Как правило, дети, перебрав несколько материалов и сменив несколько видов деятельности, находят «свое» дело и работают!

Свободная работа длится полтора-два часа и заканчивается наведением порядка в среде, уборкой ковриков и еще одним кругом, где каждый в свою очередь может рассказать, чем он сегодня занимался, показать сделанный рисунок или поделку. Если кто-то после занятия уходит домой, то для него зажигается свеча. Все берутся за руки и после слов «до свидания, до встречи» вместе задуваем огонек. Не спеша, тихо, можно выйти из класса.

Весь развивающий материал разделен на пять зон, в соответствии с пятью учебными разделами Монтессори-педагогики.

  • Зона для упражнений в практической ежедневной жизни.
  • Сенсорная зона.
  • Зона развития речи, подготовки руки к письму и обучения чтению.
  • Математическая зона.
  • Космическая зона.
  • В каждой зоне материалы располагаются слева направо, от простого к сложному. Каждый материал присутствует в единственном экземпляре, за каждым закреплено место на полке. В чем же отличие Монтессори-материалов от развивающих игрушек и пособий, продающихся в магазинах? Дело в том, что все Монтессори-материалы соответствуют определенным принципам и обладают общими качествами:

  • Внешняя привлекательность и эстетичное оформление. Монтессори-материалы приятны на ощупь, они как бы «зовут» ребенка взять их.
  • Прочность и долговечность. Материал должен служить нескольким поколениям детей, а не рассыпаться через 1-2 недели, поэтому их изготавливают на фабрике из качественного, часто природного сырья. Фабричные Монтессори-материалы довольно дорогие.
  • В Монтессори-материале обязательно заложен контроль ошибок, работая с ним, ребенок сам видит допущенную ошибку и сам может исправить ее.
  • В Монтессори-материале заложен принцип природосообразности, то есть он отвечает внутренним потребностям ребенка в определенный сенситив-ный период его развития.
  • Изоляция трудности – каждый материал содержит только одну трудность, которую ребенок может обнаружить и понять. Например, Розовая башня показывает разницу в размерах кубов, а не в размерах, цвете, дизайне и звуке. Только точный и четкий материал позволяет ребенку выделять признаки предметов в чистом виде, способствует адекватному осознанию внешнего мира. Монтессори-материал не головоломка.
  • Возможность усложнять и дополнять работу с материалом новыми упражнениями для продвижения ребенка на пути «саморазвития».
  • Материал косвенно готовит ребенка для будущего обучения в школе: готовит руку к письму, развивает фонематический слух и абстрактное мышление, навыки анализа и обобщения и т.д.
  • Материалы позволяют ребенку перейти от конкретных действий с предметами руками, к абстрактному оперированию понятиями, например от счета бусин или камешков, к сложению и вычитанию в уме.
  • И самое главное, наконец, – все Монтессори-материалы созданы так, что ребенок может заниматься с ними самостоятельно, без участия и вме-шательства взрослых.
  • Все материалы, кажущиеся на первый взгляд такими простыми, заключают в себе глубокий философский смысл: работая с ними, ребенок упорядочивает свое внутреннее состояние, систематизирует мир вокруг себя и получает возможность «почувствовать» как он устроен, осознать свое в нем место и в конечном итоге – «построить себя, свою личность».
  • На занятии Монтессори действуют несколько правил, которые помогают каждому ребенку и группе в целом максимально эффективно и сосредоточенно работать. Вот эти правила:

  • С материалом работаем либо на своем личном коврике, либо на столе. Можно заниматься в водной зоне. Прежде, чем взять материал, возьми коврик.
  • Если ты впервые взял какой либо материал и не знаешь, что с ним делают, спроси у учителя. Он обязательно покажет, а дальше сможешь работать сам.
  • На занятии мы говорим шепотом и ходим тихо, так как громкие звуки и шум отвлекают других людей от их работы.
  • Если нужный тебе материал занят, подожди. Ты можешь спросить разрешения присоединиться, но если тебе отказали, отойди. Ты можешь взять другой материал или наблюдать.
  • Идя по классу, обходи чужие коврики. Это рабочее место другого человека и его личное пространство, вторгаться в которое мы не имеем права, без его на то позволения.
  • Если ты закончил заниматься с каким либо материалом, приведи его в порядок и поставь на место. Другому человеку будет приятно взять акку-ратный и красивый материал.
  • Эти правила распространяются и на взрослых посетителей Монтессори занятия, но мы добавили к ним еще несколько, только для взрослых:

  • Будьте, пожалуйста, спокойны, незаметны и осторожны.
  • Не забывайте «В тишине работать легче», поэтому разговаривайте шепотом и только в случае необходимости.
  • Отключите, пожалуйста, мобильные телефоны, так как, звонки отвлекают детей от работы. При необходимости поговорить, выйдите, пожалуйста, в администраторскую.
  • Наблюдайте за самостоятельной работой детей, и помогайте им, только если они просят Вас о помощи.
  • Все вопросы, которые Вы хотите задать педагогу, можно записать и обсудить их после занятия. Вы также можете попросить учителя о встрече, чтобы получить ответы на свои вопросы.
  • У вас может возникнуть вопрос, а зачем же в классе учитель, если дети работают сами и все так замечательно? Монтессори-педагог немногословен и практически незаметен в классе, он часть среды, старший товарищ, коллега, партнер, посредник между ребенком и подготовленной средой. Он наблюдает за работой детей, помогает, если ребенок просит о помощи, следит за соблюдением правил и фиксирует наблюдения в письменном виде.

    Можно выделить шесть основных функций Монтессори-педагога:

  • Посредническая – педагог показывает ребенку, как работают с материалом, дает образец действия, после чего оставляет ребенка наедине с материалом, давая ему возможность самостоятельно дейст-вовать. Подобный показ называется презентацией материала.
  • Руководящая – учитель наблюдает и только в нужный момент предоставляет ребенку помощь.
  • Обучающая – учитель дает урок в тот момент, когда он показывает образец работы с материалом. Его действия служат примером, которо-му ребенок подражает.
  • Организующая – педагог создает подготовленную среду, содержащую средства для самовоспитания и заботится о порядке в этой среде. Он ответственен за сохранение комфорта в группе.
  • Диагностическая – Монтессори-педагог обязан уметь наблюдать за поведением ребенка и оценивать уровень его физического и психиче-ского развития, владеть техникой наблюдения и фиксировать его результаты.
  • Защитная – учитель следит, чтобы ничто и никто не мешал детям заниматься.