Top.Mail.Ru

Наши программы

Пояснительная записка

Начиная обучать речи ребёнка – дошкольника, прежде всего надо понимать, что существует педагогическая наука, как «Методика развития речи». Она является отраслью в «Методике обучения родному языку», если просмотреть дальше, то есть преподавание речи в начальной школе и в средней школе. У каждой свои цели, задачи, содержание. Методика развития речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться, в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст! В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно простроенное обучение родной речи.

Роль родного языка в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста очень велика:

Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.

От природы ребёнку дано много. Учёными доказано, что ещё во внутриутробном развитии эмбрион слышит, чувствует. В 2 месяца малыш просит общаться с ним через комплекс оживления - улыбку. Он повторяет фонемы родного языка: гулит, появляется лепет, а затем и первые слоги, слова, фразы, предложения. Уже с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом. Создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений. Такое развитие ведёт к подлинному овладению всеми богатствами родного языка. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно не высокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение.

Задачи по обучению родному языку:

  1. Вызывать интерес к родному языку.
  2. Обеспечить творческий характер речи.
  3. Формировать у ребёнка тенденции к саморазвитию собственной речи.

Три направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников.

Три направления совершенствования содержания и методов обучения языку:

​1. Структурное.

Формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического.

​2. Функциональное.

Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связанной речи, развитие речевого общения.

​3. Когнитивное.

Познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).

В словарной работе главное внимание уделяется смысловой, семантической стороне слова. Работа над словарём ребёнка оказывает подлинно развивающее воздействие, если не ограничивается его количественной стороной, а предусматривает углубление понимания значений слов (синонимия, антонимия) (Е.М. Струнина). В вопросах грамматического строя речи есть «узкие задачи» - преодоление разнообразных грамматических ошибок в речи ребёнка. «Широкие задачи» - необходимость формирования грамматических обобщений.

Эти задачи освящены в методике работы по усвоению детьми словообразовательной системы родного языка (Э.А. Федеравичене, А.Г. Арушанова). Вопросами формирования синтаксической стороны речи занимался М.С. Лаврик.

При изучении проблемы развития связной речи как важнейший показатель связности высказываний рассматривается умение ребёнка структурно правильно строить текст и использовать необходимые для этого средства связи (Л.В. Ворошнина, Г.Я. Кудрина, О.С. Ушакова, Н.Г. Смольникова, Е.А. Смирнова, А.А. Зрожевская, Л.Г. Шадрина).

Путь к формированию этого умения ведёт от диалога между взрослым и ребёнком, в котором взрослый берёт на себя руководящую роль, направляя ход мысли малыша и подсказывая способы выражения, к развёрнутой монологической речи самого ребёнка.

В процессе перехода от диалога к монологу есть своя четкая логика:

Взрослый учит ребенка вначале строить простые высказывания, затем соединять их между собой. При этом речь ребёнка приобретает произвольный характер, в неё включается элемент планирования. Это даёт возможность перейти к обучению планированию и составлению пересказа. Наиболее высокие требования к связной речи предъявляются при письменном изложении мыслей, когда ребёнок диктует, а взрослый записывает.

Первое и второе направления – развитие обобщения и осознания языковых явлений выступило как одно из условий успешного усвоения элементов лексики, грамматики, связного высказывания, то третье направление (Ф.А. Сохин, Г.П. Белякова, Г.А. Тумакова) направлено на формирование у детей первоначальных лингвистических представлений-пониманий того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу освоения грамоты и, главное, закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им.

Специально разработанные занятия по развитию речи у дошкольников приводят к крупным сдвигам в речевом и общем умственном их развитии.

У детей формируется следующие результаты:

  1. Высокая культура речи.
  2. Повышаются: точность, связность и выразительность речи. Ребёнок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве (при сочинении сказок, загадок, рассказов, стихов). Вместе с тем уточнение средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления.
  3. Дети, которым специально организовывали места, где развивалась их речь успешно обучаются и усваивают программу школьного обучения родному языку, как в отношении лингвистических знаний, так и в отношении развития речи - устной и письменной.

Развитие речи у дошкольников осуществляется во всех видах деятельности:

Игра

Занятия(физкультура, ИЗО (рисование, лепка, аппликация, конструирование), формирование элементарных математических представлений, музыка, развитие логики по системе Никитиных, Чтение по кубикам Зайцева, упражнения на развитие сенсорного опыта (развитие анализаторов – зрительного, слухового, обонятельного, осязательного), мелкой и крупной моторики рук и ног, вестибулярного аппарата.)

Свободный вид деятельности – ребёнок самостоятельно берёт себе: материал, партнёра (ребёнка, взрослого) для занятия с материалом, Выбирает себе место, где он будет заниматься, выбирает время-длительность собственного занятия с материалом.

В общении со всеми, кто окружает ребёнка.

НО! Центральным, доминирующим является ОБУЧЕНИЕ РОДНОМУ ЯЗЫКУ на специальных языковых занятиях.

Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы:

  1. Обогащение и активизация словаря.
  2. Работа над смысловой стороной слова.
  3. Формирование грамматического строя речи.
  4. Воспитание звуковой культуры речи.
  5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.
  6. Развитие связной монологической речи (особенно у старших дошкольников).

Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании. Но и единое содержание на занятии по развитию речи так же важно.

Принципы единого содержания состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, и грамматические, лексические, фонетические упражнения с ними проводят на уже знакомых словах и понятиях. Поэтому переход к построению связного высказывания становится для ребёнка естественным и нетрудным.

Основные аспекты сочетаемости разнообразных задач развития речи:

Словарная работа, которая направлена не только на количественное обогащение словаря, но и на углубление понимания смысла слов. Дети начинают овладевать способами выражения в слове необходимого содержания и умением применять усвоенные слова в связном высказывании. С 1 года возможно, уделять внимание задачам качественного (а не только количественного) развития словаря.

Решение лексических задач, конечно, невозможно без специальной работы по ознакомлению детей с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений, по углублению знаний о них. Лексические (словарные) упражнения проводятся на знакомых детям словах и выполняют при этом двоякую функцию: обогащения словаря и подготовки ребёнка к выполнению заданий на построение связного высказывания.

Формирование грамматического строя речи также находится в тесной связи с развитием связной речи и, особенно с лексической работой. При анализе литературного произведения, во время рассматривании картин, придумывании самостоятельных рассказов дети учатся распознавать смысловые оттенки слова, и одновременно задания, которые им предлагаются, направлены на обучение согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже. Такие упражнения способствуют тому, что ребёнок начинает осознавать грамматические формы и правильно использовать их при составлении рассказов. Особенное влияние на формирование навыков связной речи оказывают синтаксические упражнения.

Задачи развития связной речи тесно связаны и с задачами воспитания звуковой культуры речи. Такие элементы звуковой культуры речи, как звукопроизношение, темп речи, сила голоса, интонационная выразительность, каждый по-своему влияют на связность изложения того или иного содержания. Говоря о связности высказывания, следует подчеркнуть, что его формирование предполагает усвоение ребёнком различных типов связи (между словами, предложениями, между частями высказывания), Обучение построению разнообразных синтаксических конструкций.

На занятиях на первый план выступает не очерёдность, того или иного вида рассказывания (пересказ, составление рассказов по картине, об игрушке, различные виды творческих рассказов), а сочетаемость задачи развития связной речи с другими задачами. Так, некоторые занятия с предметами и сюжетными картинками используются и для выполнения детьми лексических, грамматических и фонетических упражнений, и для воспитания умения отвечать на вопросы педагога, выделять признаки описываемых предметов и составлять самостоятельные рассказы

Развитие связной монологической речи рассматривается как центральная задача, начиная с младшего дошкольного возраста.

Большое внимание уделяется оценке детских высказываний. Сначала оценку даёт педагог (спасибо за рассказ, было очень интересно). Начиная с 3 лет, можно у ребёнка спрашивать его мнение об услышанном: «Понравился рассказ? Что запомнилось? Кто герой? Какой он?». В 5 – 7 лет дети могут сами оценивать свои рассказы – это как часть обучения построения связного высказывания. У ребёнка вырабатывается умение анализировать содержание высказывания детей и оценивать словесное оформление этого высказывания.

На каждом занятии решаются и воспитательные задачи:

  1. Развитие Культуры речевого общения в широком смысле этого понятия.
  2. Формируются нравственные качества личности (сопереживание, сочувствие, различение плохого героя от хорошего), при этом большое положительное воздействие оказывает, прежде всего, содержание литературных произведений, картин.

При обучении дошкольников пересказу литературных произведений (и целях ознакомления с художественной литературой, и в целях обучения самостоятельному рассказыванию) их внимание специально обращают на тему (содержание) произведения, благодаря чему они проникают в нравственные аспекты произведения, у них формируются этические представления и нравственные чувства. А при использовании методических приёмов развития связной монологической речи способствуют формированию нравственного поведения.

При совместном рассказывании (по одной картине или по серии сюжетных картин) дети договариваются между собой о последовательности рассказывания: кто начнёт, кто продолжает, кто завершает рассказ. Здесь, с одной стороны, для них самих и для других детей выступает «живая модель» структуры рассказа, с другой – происходит формирование взаимоотношений, необходимых для выполнения совместной деятельности. Рассказывание группами учит дошкольников договориться между собой, в случае необходимости помогать друг другу, уступать и т. д.

Коллективное рассказывание может осуществляться в разных формах:

  1. При выборе рассказчиков педагогом.
  2. Всей группой.
  3. Одним из детей.

Это фундамент для формирования положительных взаимоотношений между детьми.

Педагогу важно учитывать условия воспитания и уровень развития детей, помнить о воспитательных задачах и решать их во взаимосвязи с другими (речевыми, умственными, эстетическими) задачами.

Итак, специальные занятия – лишь часть работы по развитию речи. За пределами занятий по развитию речи есть и другие занятия: ознакомление с окружающим миром, природой, явлениями общественной жизни, художественной литературой и других. А так же значительную роль в развитии речи является живое общение ребёнка и взрослого.

Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста.

Органы дыхания.

Потребность организма ребёнка в кислороде в возрасте то 3 до 5 лет на 40 %. Обеспечивается она тем, в частности, что происходит перестройка функции внешнего дыхания. К 3-4 годам верхний край грудины опускается до уровня 3-4 –го грудного позвонка (как у взрослых). Вместе с грудиной опускаются и рёбра, увеличивается их изогнутость, уменьшается реберно-позвоночный угол между рёбрами и грудиной. Акт дыхания, поэтому теперь всё больше зависит от изменений объёма грудной клетки.

Вместе с тем строение лёгочной ткани не завершается даже к 7 годам. Носовые и лёгочные ходы у детей сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в лёгкие. Поэтому ни увеличивающаяся в возрасте 4 -5 лет подвижность грудной клетки, ни более частые, чем у взрослого, дыхательные движения (у детей 4-7 лет их 23-26 в минуту, в то время как у взрослого – 16-18) в дискомфортных условиях не могут обеспечить полной потребности ребёнка в кислороде. У детей, находящихся в течение дня преимущественно в помещении, снижается работоспособность, появляются раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится тревожным сон. Всё это результаты кислородного голодания.

Преобладающий у детей 2 – 3 лет брюшной тип дыхания к 5 годам начинает заменяться грудным. К этому же возрасту несколько увеличивается жизненная ёмкость лёгких (в среднем до 900 – 1060 см3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек.

Вследствие недостаточного развития дыхательных путей и лёгочной вентиляции микробы, попадающие из воздуха в лёгкие ребёнка, легко размножаются, что является причиной частых заболеваний органов дыхания. Поэтому важно, чтобы сон, игры и занятия детей проводились в хорошо проветренном помещении, а физкультура в тёплое время года - на воздухе.

Учитывая относительно большую потребность детского организма в кислороде и повышенную возбудимость дыхательного центра, следует подбирать такие гимнастические упражнения, выполняя которые дети дышат легко, без задержки. Необходимо упражнять их в беге и прыжках, так как глубина дыхания при этом увеличивается.

Нужно следить также за тем, чтобы не перенапрягались голосовые связки детей. Продолжительность пения, чтения стихов не должна превышать 5 минут. Во время пения ребёнку нельзя опускать голову, так как при этом гортань сдавливается, затрудняя прохождение воздуха, вследствие чего возникает перенапряжение голосового аппарата.

РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ЧУВСТВ.

Первые 5 лет жизни – «золотая середина» развития сенсорных способностей детей. В связи с этим педагогу необходимо знать основные особенности строения органов зрения, слуха ребёнка и меры их охраны. Хрусталик глаза дошкольника имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость. Однако легко может развиться и близорукость. Так, при рассматривании иллюстраций, да ещё за плохо освещённым столом, при работе с карандашом, различными мелкими предметами ребёнок напрягает зрение, сильно наклоняется. Мышцы глаза при этом для лучшего преломления световых лучей меняют форму хрусталика, внутриглазное давление также меняется, глазное яблоко увеличивается. Часто повторяясь, эти изменения могут закрепиться. Следовательно, необходимы выработка правильной рабочей позы и постоянный контроль за ней как на занятиях, так и в их самостоятельной деятельности. Материалы для игр с предметами малой и средней величины надо размещать так, чтобы, играя, дети занимали удобные позы и почаще меняли их. Например, сидя, стоя, лёжа и т. д.

При показе фильмов расстояние от первого ряда стульев до экрана должно быть равно двойной ширине экрана, расположенного на уровне глаз ребёнка. Не следует за один раз показывать более одного фильма. Продолжительность его не должна превышать 12-15 минут. Такова и длительность телевизионных передач, которые можно смотреть 2 раза в неделю.

У ребёнка 4-5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легкоранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому в полости уха легко может возникнуть воспалительный процесс.

С ранимостью органа слуха и незавершенностью строения центральной нервной системы связана большая чувствительность дошкольников к шуму. Если жизнь детей в группе протекает на фоне шума 45-50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление. Между тем падающие игрушки, громкое движение мебели, громкий разговор создают шум примерно в 70-75 децибелов. Вот почему необходимо приучать детей спокойно переносить материалы, игрушки, говорить тихо или шепотом.

В организации обучения бытовым навыкам перед педагогами стоят задачи:

  1. Учить правильно умываться.
  2. Приучать ежедневно мыть уши.

И это не только в целях поддержания гигиены, но и здорового развития органов слуха и зрения.

К органам чувств относятся нос, рот, руки, а так же тело человека. Это развитие обоняния, осязания, вкусовых, тактильных ощущений и вестибулярного аппарата. Чем больше занятий на развитие разных ощущений, тем опыт ребёнка увеличивается, и возрастают восприятия о предметах и явлениях жизни, тем богаче и разнообразнее речь.

Развитие руки.

К концу первого полугодия младенец должен освоить уже достаточно много движений.

Постепенно уходит физиологическое напряжение мышц, которое сковывает свободу движений: гипертонус рук сохраняется обычно до 2-2,5 месяцев, ног – до 3-4 месяцев, гасятся врождённые позные рефлексы, появляются выпрямляющие. Упорядоченность движений происходит по мере созревания нервной системы. Вначале координированные движения появляются у мышц шеи, что проявляется в удержании головы в вертикальном положении. На животе малыш только 1 месяц пытает удержать голову, к двум он удерживает её достаточно долго, а к трем уже может лежать на животе, опираясь на предплечья, высоко подняв голову и рассматривая всё вокруг.

При соответствующих условиях происходит становление хватательной функции кисти, которой предшествует развитие мышц плеча и предплечья. К 3 месяцам движения рук становятся более целенаправленными, ребёнок протягивает руки к игрушке, подвешенной у него перед грудью, а в 4 месяца может захватить игрушку в кулачок.

Хотя наблюдаются ещё неловкие ощупывающие движения, прикосновения к одежде, к любому предмету. Случайные действия переходят в целенаправленные – это очень важный момент в жизни малыша, т.к. главное теперь – специальная деятельность, которая в психологии называется предметно-манипулятивной. Ребенок, трогая предметы, игрушки, в 4-5-6 месяцев слышит разный звук, цвет, размер. Это малышу интересно. Манипуляция становится сложной, а затем к 1 году малыш учится использовать предметы по назначению, т.е. ложкой едят, из чашки пьют. Но игра – это основной вид деятельности, и ребёнок играет с предметами (надевает сапог на голову, ложкой стучит и т.д.). Но назначение предметов знает. Вот здесь благотворная почва для обсуждений и объяснений правил ребёнку по поведению и использованию предметов, игрушек. Подражание действиям по правилам имеет большое значение как первые формы социально значимого обучения. Малыш начинает обучаться разнообразным социально-полезным навыкам.

К концу года свободное владение речью достигает степени автоматизма. Как показали специальные исследования, развитие речи тесно связано с развитием двигательного анализатора: дети, хорошо владеющие речью, более активны, легче включаются в игры, чётко связывают слово с движением. Очень важны упражнения на развитие мелких точных движений кистей и пальцев рук, которые оказывают непосредственное стимулирующие действие на развитие речевого центра и артикуляционного аппарата.

Строение речевого аппарата

Звуки играют в нашей жизни очень важную роль. Мы можем говорить, шептать, смеяться, кричать и петь. Все эти звуки возникают в горле и раздаются через рот.

Звуки издают колеблющиеся предметы. Голос возникает благодаря вибрации голосовых связок. Это эластичные тяжи, расположенные в гортани, за кадыком. При сближении они образуют голосовую щель и колеблются в потоке воздуха при дыхании. Чем сильнее выдох, тем громче звук. Приложив ладонь к горлу и крикнув, ты почувствуешь, как колеблются голосовые связки.

Голосовые связки движутся, образуя различные звуки. Крошечные мышцы натягивают их, сводя вместе. Когда связки полностью открыты, воздух свободно движется мимо них, не извлекая никакого звука.

При помощи губ и языка мы артикулируем – меняем звуки, издаваемые голосовыми связками, складывая их в слова. В одной лишь тропической Африке существует около тысячи разных языков.

Губами и языком управляют сотни крохотных мышц. Благодаря им язык и губы чрезвычайно подвижны и способны артикулировать звук, производимый голосовыми связками. Голоса людей не похожи один на другой из-за различий в размерах горла, носа и рта.

Новые слова для детей:

Артикуляция – движения языка и губ, формирующие звук.

Голосовые связки – эластичные тяжи в горле, способные вибрировать, порождая звук.

Дыхательные пути – путь воздуха от носа до легких.

Кадык – утолщенный хрящ на горле спереди.

При кашле мы выдыхаем воздух со скоростью около 100 км/ч. Кашель возникает, когда мы пытаемся избавиться от помех, раздражающих дыхательные пути.

Голосовые связки устроены так, чтобы издавать звуки при выдохе, когда воздух движется снизу вверх. Однако можно заставить их работать и при входе. Попробуй сказать слово «привет» на вдохе. Будто говоришь задом наперед!

 

ВСЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ И РАЗВИВАЮТСЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ.

Один из ведущих факторов развития ребёнка – активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинетическое, пространственное), которое формирует систему ВОСПРИЯТИЯ.

Связь организма с внешним миром обеспечивают анализаторные системы, состоящие из центральных и периферических отделов. Связь между рецепторами (обонятельным, зрительным, слуховым, вестибулярным и др.) и структурами мозга (стволом, подкорковыми ядрами, корой больших полушарий) осуществляется посредством проводящих путей, которые образовались в процессе длительного исторического периода (филогенеза). Первоначальным источником восприятия информации различной модальности являются рецепторные поля анализаторных систем. Воспринимая информацию, объединённую (интегрированную) на различных уровнях нервной системы, кора формирует образ. Порционное поступление информации способствует формированию целого образа. Под влиянием факторов среды (социальной, предметной, двигательной и других) организуются межнейронные (межклеточные) связи в коре головного мозга, обеспечивающие структурно-функциональное и психоэмоциональное развитие ребёнка. Структурно-функциональное развитие головного мозга непосредственно зависит от обучения.

Очень важно заниматься изодеятельностью с дошкольником. Этот вид деятельности по Безруких М.М. (директора Института возрастной физиологии и научного редактора члена – корреспондента Российской Академии образования) имеет уровни развития и этапы для каждого возраста:

1-й этап – сенсорной и моторной стимуляции,

2-й этап – сенсомоторной координации,

3-й этап – психосенсомоторной координации.

В 3-4 года наиболее значимым в изо. деятельности является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Ещё незрелые анализаторные системы (недостаточно полные в коре, слабые ассоциативные связи) требуют моторного обеспечения и, наоборот, для обеспечения целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка.

В 4-5 лет наиболее значима сенсомоторная интеграция (координация), отработка наиболее тонко дифференцированных движений под контролем системы восприятия.

В 5-6 лет ведущим считается психомоторное развитие, обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями. С.Л. Рубинштейн утверждал, что отрыв психического образа от физиологического процесса отражения приводит к «уничтожению самого предмета психического исследования». Процессу восприятия свойственна динамика, зависящая от особенностей и этапов формирования поведенческого акта и характера ответной деятельности организма. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «всякое действие есть взаимодействие, внешние причины действуют через посредство внутренних условий». А.Н. Леонтьев предполагал, что возможные нарушения в системе восприятия на любом этапе увеличивают «неосознаваемость» сигнала, отражая его меньшую «презентированность».

Системное развитие (пластичность) позволяет объяснить многие функции и определённые механизмы развития моторных функций у ребёнка.

Развитие моторной функции улучшает (способствует) развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации.

Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребёнок осознаёт, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.

Моторная функция ребёнка – это интегрированная составная часть познавательной функции головного мозга.

СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Конечный эффект стимуляции сенсорной системы состоит в поведенческой реакции организма. При этом рефлекторный ответ необязателен, в большинстве случаев создаются внутреннее воспроизведение, внутренне осознаваемый образ стимула, после чего мы соответственно действуем. Этот процесс формирования внутреннего образа называется восприятием (перцепцией). Оно включает опознание того, что стимуляция имела место, и нашу способность различать разные свойства стимула.

Все системы в организме ребёнка развиваются совместно, и нет таких систем, которые бы развивались автономно (независимо). Развитие соматической сенсорной системы выглядит в виде последовательных этапов формирования восприятия. Если рассматривать все этапы, то можно установить связь между развитием соматической системы и других сенсорных систем (функций) и развитием моторной системы ребёнка. Эти этапы условны, но они отражают направление развития.