Программа ранней социализации детей «Первые шаги»

1Программа «Первые шаги» была разработана на научной основе ассистентами кафедры дошкольного образования и логопедии ТГПУ Глущенко Ю.А. и Паньшиной О.В. под руководством доцента, канд. психологических наук, Вершининой Л.В. Цель – развивать навыки общения детей друг с другом и со взрослыми с помощью разнообразных дидактических игр. Подготовка детей к детскому саду.

Задачи:

По отношению к ребенку:
  1. Развивать общую активность ребенка.
  2. Способствовать познанию окружающего мира.
  3. Показать модели общения с другими детьми и взрослыми.
  4. Освоить разные действия с развивающими игрушками и предметами.
  5. Развивать мелкие движения рук, что необходимо для развития речи.
  6. Способствовать развитию самопознания: познание своего тела, выделение себя из окружающего мира.
  7. Развивать доверие ребенка к взрослому.
  8. Поддерживать и закреплять положительные эмоции к совместным занятиям, к разным видам деятельности и к окружающим людям.

2По отношению к родителю:
  1. Помочь побольше узнать о возможностях своего ребенка.
  2. Показать разные занятия и игры (подвижные и развивающие), которыми можно занять малыша в домашних условиях.
  3. Предоставить возможность родителям общаться и делиться опытом с другими родителями.
Программа ориентирована на возраст детей от 6 месяцев до 1,5 лет.
Программа предусматривает организацию небольшой группы детей состоящих из 4 – 5 малышей в присутствии одного из родителей ребёнка. Это позволяет сохранить индивидуальный подход к каждому ребенку на занятии. Длительность занятий: от 20 до 40 минут, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
Игровые упражнения, входящие в состав занятия, сочетаются между собой особым образом: чередуются по сложности, лёгкости выполнения и характеру деятельности (т.е. чередование умственной деятельности и физической . Педагог периодически вносит в занятия одни и те же развивающие игрушки с целью освоения новых, более сложных действий с ними. Организованная нами предметная деятельность детей стоится по определенной структуре, согласно которой чередуются разные виды деятельности. Каждое занятие состоит из 8 – 10 игровых упражнений (в зависимости от возраста детей) и включает разные направления в развитии.

  1. Игры-упражнения на развитие самопознания и речи с использованием потешек с именами, с называнием частей тела.
  2. Игры-упражнения на умственное развитие, развитие органов чувств и мелких движений пальцев рук с использованием пальчиковой гимнастики, действий с развивающими игрушками и предметами разной формы, цвета, величины.
  3. Физическое развитие с помощью подвижных игр-упражнений (''Еду-еду'', ''Топотушки'' и т.п.) и танцев.
  4. Музыкальное развитие детей включает развитие чувства ритма и темпа музыки посредством танца.
  5. Игры-упражнения на развитие доверия ребенка к матери, к отцу. («Снежный ком» и т.д.).

Структура занятия:
  1. Приветствие. Игра с перчаточной куклой, с использованием потешек.
  2. Игра-упражнение с развивающими игрушками.
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Игра-упражнение с предметами разной формы, цвета, величины.
  5. «Топотушки» - ходьба по массажной дорожке.
  6. Игра-упражнение с одной развивающей игрушкой с целью взаимодействия детей друг с другом.
  7. «Еду-еду», «снежный ком» - подвижные игры направленные на физическое развитие и на развитие доверия ребенка к матери (к отцу).
  8. Мыльные пузыри – игра на развитие координации движений рук, внимания.
  9. Танцы или игра на детских музыкальных инструментах под специальные детские мелодии.

3 Что делает на занятиях педагог:
  1. помогает ребенку осваивать действия с развивающими игрушками;
  2. помогает установить контакт с другими детьми;
  3. наблюдает за особенностями действий ребенка с целью поиска индивидуального подхода;
  4. рассказывает родителям о достижениях ребенка;

Что делает на занятиях ребенок:
  1. осваивает новые действия с развивающими игрушками;
  2. взаимодействует с другими детьми и взрослыми.

Что делает на занятиях родитель:
  - поддерживает эмоциональный комфорт ребенка в новых условиях;
  - помогает действовать с развивающими игрушками;
  - наблюдает за успехами малыша.

Ожидаемые результаты:

У ребенка: 
  1. Повышение общей активности.
  2. Способность к познанию окружающего мира.
  3. Навыки разных действий с развивающими игрушками и предметами.
  4. Развитие мускулатуры рук и пальчиков.
  5. Способность самопознания: познание своего тела, выделение себя из окружающего мира.
  6. Умение общаться в разных ситуациях с другими детьми и взрослыми.
  7. Устойчивое чувство доверия ко взрослому.
  8. Положительные эмоции к совместным занятиям, разным видам деятельности с другими людьми.
  9. Благополучная адаптация к детскому саду.

У родителя:
  Узнавание возможностей своего ребенка.
  Способы занятий с ребенком в домашних условиях.
  Общение с другими родителями, обмен опытом.