Top.Mail.Ru

Библиотека

В свое время Мария Монтессори неоднократно критиковала современные ей представления о воспитании детей. В 2007 году Монтессори-педагогике исполнилось сто лет, но до сих пор многие взрослые и традиционная педагогика твердо убежденны в том, что взрослый человек может и должен с высоты своего жизненного опыта сформировать характер и мировоззрение ребенка. С позиций Монтессори-педагогики это глубоко неверно, поскольку взрослый и ребенок – два кардинально различных по своей природе существа. Взрослый обладает развитой силой воли, владеет собой, работает осознанно и целеустремленно. Цель работы взрослого находится извне, он изменяет окружающую его реальность, подстраивая ее под свои потребности. У ребенка же самообладание еще не развито, он живет в среде созданной взрослыми для взрослых и цель его жизни и работы – в нем самом, в построении собственной личности, исходя из потенциала заложенного в него природой. В это очень трудном процессе ему помогают такие особенности психического развития, как впитывающий разум и возрастная сенситивность.

Впитывающий разум – уникальная способность, данная природой ребенку от 0 до 3 лет, впитывать в себя образы окружающего мира, не разделяя их на «хорошие и плохие», «полезные и бесполезные» и т.д., делая это бессознательно и неустанно. Особое значение в этот период приобрета-ет среда, окружающая малыша. Задача взрослых создать такую среду, в которой тот мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития, «впитать» родную речь, образцы позитивного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами.

Примерно к 3,6 годам впитывающий разум ребенка постепенно транс-формируется, заменяясь настоящей памятью. Это не значит, что он полностью утрачивает способность впитывать образы окружающего мира, но в этом возрасте ребенок уже нуждается в помощи обучающего воспитания. Иначе говоря, за право быть сознательным, человек платит немалую цену – ему приходиться трудиться, чтобы чему-либо научиться.

Сенситивные периоды – это периоды особой чувствительности, присущие всем детям независимо от их национальности, цвета кожи, языковой среды, уровня цивилизации, материального достатка родителей и их социального статуса и т. д. Иначе говоря, сенситивные периоды универсальны. В то же время они и индивидуальны, так как время их возникновения, длительность и динамика протекания различны у каждого конкретного ребенка. Причем взрослые на возникновение и угасание этих периодов никак влиять не могут. Служат эти периоды для того, чтобы ребенок имел возможность приобрести необходимые знания, умения, способы поведения и т. д. не затрачивая при этом ненужных усилий, непринужденно и с интересом. Сенситивные периоды проходят безвозвратно, независимо от того, был ли реализован внутренний потенциал для развития определенных психических процессов и свойств. И если упущен «удобный» случай естественным образом приобрести определен-ную способность, то этот случай упущен навсегда. Можно конечно наверстать упущенное, но это требует и от взрослого и от ребенка усилий воли, труда и напряжения и часто делает процесс обучения ненавистным для обеих сторон.

В связи с выше сказанным на взрослого – педагога и родителя возлагается миссия – наблюдать и замечать проявления характерные для того или иного сенситивного периода и использовать результаты наблюдения, для того чтобы подготовить окружающую среду с теми средствами обучения, в которых ребенок объективно нуждается в данный момент. К основным сенситивным периодам относятся:

  • Сенситивный период развития речи – от 0 от 6 лет
            0-2,6 года – «впитывание» родной речи.
            2,6-3 года – ребенок говорит фразами, часто говорит сам с собою, он чувствует, что нуждается в языке. 
            3-4 года – ребенок решает с помощью языка свои проблемы, развивает фонематический слух, осваивает буквы как символы звуков.
            4-4,6 года – время спонтанного письма.
            5-6 лет – ребенок самостоятельно читает.
  • Сенситивный период восприятия порядка – от 0 до 3 лет.
            В этот период жизнь ребенка подчинена определенному внешнему и внут-реннему ритму. Он требует внешнего порядка в окружающей среде, спон-танно ставит на место предметы, которые брал, почти ритуально, тщатель-но выполняет различные действия.
  • Сенситивный период сенсорного развития или утончения чувств – от 0 до 6 лет. 
            Ребенок обладает почти всеми чувствами, присущими человеку, уже в момент появления на свет (и даже в утробе матери). Но, предоставив ему возможность с первых дней жизни развивать, совершенствовать, утончать свои чувства, мы способствуем развитию его разума. «Чувственное вос-приятие составляет главную и едва ли не единственную основу умствен-ной жизни» - говорит М. Монтессори.
  • Сенситивный период восприятия маленьких предметов – от 1,6 до 2,6 лет.
  • Сенситивный период развития движений и действий – от 0 до 6 лет. 
            Примерно к году ребенок делает первый шаг и до 2,6-3 лет испытывает интенсивную потребность развития мелкой моторики пальцев и мускул рук, одновременно совершенствуя навык ходьбы. К 5-6 годам ребенок много бегает, прыгает, лазает, тренируя свою крупную моторику.
  • Сенситивный период развития социальных навыков –от 2,6 до 6 лет.
            Ребенка интересуют формы поведения в группе, отношения с взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни. Происходит интенсивное впитывание культуры.