Top.Mail.Ru

Психологи утверждают, что характер ребёнка, его привычки, навыки, умения, знания, его мировоззрение – то есть становление личности формируются до 5 лет. Японцы же ставят еще более ранние сроки – 3 года. Именно в дошкольном периоде родители закладывают фундамент для ребенка, которым он будет пользоваться всю жизнь. Это – и навыки ухода за собой (мыть руки, есть ложкой, вилкой, отрезать хлеб ножом…) и умения в разных научных областях (считать, читать, писать, наблюдать за звездами, рисовать…) и привычка заниматься ежедневно физкультурой (делать зарядку, кататься на лыжах…) и умение адаптироваться к социуму.

1 шаг. Важно увидеть в ребенке – к чему направлен его интерес. Если нет пока интереса к буквам – не заставляйте его читать. Так можно лишь сформировать негативное отношение к чтению. Поиграйте лучше в звуки.
- Какие звуки живут на кухне? А в игровой комнате? (это могут быть звуки предмета, задевающего за предмет или самих предметов). - Какой звук, когда капает вода, кипит чайник, летит муха, когда ложка мешает в стакане? Давай изобразим вместе.

Это развивает слух и знание о предметах.

Предметы имеют свои имена.

- Стул. «С-тул. Какой слышим первый звук? Какие предметы начинаются с этого же звука? С-тол, с-уп, с-такан…» Так Ваш малыш учится слышать звуки в словах, выделяя их, развивая свой фонематический слух. Что самое важное на пути к осознанному чтению. Вам не под силу играть самим в такие игры? Обратитесь за помощью к специалисту – логопеду, он подберет игры для Вашего ребенка, обучит артикуляционной гимнастике. Поддерживайте любое увлечение малыша. Ваш ребёнок рисует – рисуйте рядом, считает – считайте. Радуйтесь первым достижениям Вашего малыша. Создавайте ему условия для творчества – это может быть уголок для рисования, новая книжка о динозаврах или поход в музей. Увидев интересы малыша – Вы сделаете первый шаг к взаимопониманию и раскрытию творческих возможностей ребёнка.Обучение ребёнка через его интерес – самый эффективный метод, которым пользуются педагоги системы Монтессори.

Второй шаг. Предоставить ребёнку возможность проявлять себя самостоятельно и свободно. Именно за этим кроется уважение друг к другу. Научите ребёнка играть и заниматься самостоятельно. Не опекайте его слишком, когда услышите первое: «Я сам». Увидев, что малыш увлеченно занимается любимой игрушкой – найдите и для себя занятие. Теперь оно у вас у каждого свое. Поделитесь потом вашими достижениями в полученном деле – и Вы увидите, как спокойнее и увереннее становится Ваш ребенок.

Если Вы заняты важным делом, а Ваш малыш теребит Вас: «Помоги, покажи… и т.д.» Покажите ему и попросите повторить самостоятельно: «Смотри – у тебя получилось! Ты можешь сделать это сам. Попробуй – а я не стану тебе мешать». Тем самым – Вы формируете у ребенка успешность в самостоятельной организации своей деятельности. «Ты можешь мне помочь». Дети любят мыть посуду, стирать, мыть пол, подметать, пылесосить и т.д.

А если Вы работаете с документами? «Я делаю важную работу с документами. Ты не можешь мне сейчас помочь. Но можешь поиграть с игрушками, порисовать рядом, посмотреть книги. Так Вы покажите, что и Ваше дело важно, как и дело ребёнка. Вы воспитаете уважение к деятельности друг друга, разовьёте волю ребёнка. Оборудуйте в доме уголок вашего ребёнка, чтобы он самостоятельно мог достать с красивой полочки свои книжки, коробочку с пластилином, конструктор – и сесть заниматься за низенький столик. Он может это сделать сам!

Шаг третий. Вводите разумные правила.

Попробуйте договориться, как Вы убираете за собой. У каждого есть в семье – обязанности. Покажите, что папа работает, ходит с Вами в магазин, с малышом ходит кататься на коньках, вечером – читает газеты. Собственным примером продемонстрируйте – что Вы не мешаете его работе. Вы – убираетесь, шьете, читаете. Это Ваши дела, которые Вы делаете сама. Помогите ребёнку найти его спектр дел, обязательно включите туда – мытьё посуды за собой, уборку игрушек. Покажите, как это делается и оставьте ребёнка наедине с этими важными делами. Не корите и не ругайте, если что-то сделано не по Вашему! Он, как и Вы, имеет право на ошибку. Сначала он будет делать так, как умеет. И вы увидите, как со временем он делает любое своё дело всё лучше и лучше. И при этом научится экспериментировать, искать наилучшее решение своих проблем.

А как же быть с тем, что нельзя? Это тоже Ваши совместные правила. Проговаривать их нужно всегда. «Это утюг – я им глажу, смотри - он горячий, и включать его без меня опасно.»

Ваши требования к ребёнку должны быть всегда одинаковы. «Это моя сумка, там мои вещи. Я не люблю, когда берут мои вещи без моего разрешения.» Уважайте своего малыша. Его полка, его вещи не принадлежат Вам. Спрашивайте: «Можно я с твоей полки возьму книгу?» И он ответит Вам тем же. Что запрещать или разрешать ребёнку – решать Вам. Подумайте и объясните ребёнку новые правила, зачем Вы так поступили. Если Вы будете открыты и честны с детьми, они будут вести себя так же по отношению сначала к Вам, а затем и к окружающим.

Дети всегда проверяют нас. Вот он кричит, топает ногами. Что делаете Вы? Даете конфету, чтобы замолчал? Ищите причину – может он хочет спать, устал или что-то другое? Объясняйте свои действия малышу. « Я сержусь, мне очень плохо от того, что ты разбил мою любимую вазу. Я наказываю тебя – посиди и подумай, как это исправить». В своих требованиях будьте постоянны.

Помните, что физические наказания всегда – страх. Поговорите с ребёнком о наказаниях. «Тебе нравится, когда тебя наказывают? Ты хочешь наказания? Как тебя наказать, чтобы ты понял, что поступил плохо? Так нельзя, потому что…» При этом говорите о чувствах. « Я не любила, когда меня наказывали. Я не люблю наказывать тебя, мне больно от этого.» Поверьте – ребёнок может разобраться сам - что плохо, а что хорошо. Надо понять причину – почему он делает плохо. Может ему не хватает Вашего внимания или проверяет правила. Поставьте себя на его место – и решение придет само, как озарение.

Решите для себя – что для Вас важнее – безприкословное подчинение. И тогда готовьтесь к постоянным «баталиям» - проверкам по прежнему ли всё решаете только Вы. Послушание без границ имеет и вторую сторону – безынициативность, пассивность ребёнка. Зачем ему напрягаться, ведь за него все решаете взрослый, сначала дома, а потом и в школе, т.к. модель уже заложена в раннем возрасте. Или сотрудничество, над которым нужно трудиться обоим, и Вам в большей степени, ведь – Вы образец свободы, активности и умения договариваться.

В целом общение с малышом должно быть эмоционально тёплым, пропитанным любовью, поощрением. Вербальные и невербальные послания к нашим детям наполнены приветливостью и радостью – это отражает наше отношение к ним, как к долгожданным и нежно любимым гостям в нашей жизни, равным нам и любимым нами безгранично!

Монтессори - педагоги Родительского Центра «Филиппок» Смирнова Ирина и Волкова Жанна.