Top.Mail.Ru

Новости

04 Окт 2018

Мифы рождаются в тот момент, когда появляется нечто новое, кардинально отличающееся от привычных, «впитанных» норм и правил. Как правило, информации об этом новом еще недостаточно, начинает работать «сарафанное радио», возникают субъективные мнения, рождаются слухи и мифы, прочно укореняющиеся в сознании людей. Подобная история произошла и с педагогикой Монтессори, которая активно стала развиваться в России (в т.ч. и в Томске) в начале 90-х годов. Монтессори-учителям часто приходится сталкиваться с нелепыми предубеждениями и непониманием, как со стороны родителей, так и со стороны чиновников и традиционных педагогов. Им остается только спокойно разъяснять суть Монтессори-педагогики, и главное продолжать работать с детьми, чтобы полученные результаты можно было противопоставить самым негативным предубежде-ниям и развеять их.

Миф первый: это педагогика для детей с отклонениями в развитии.

Да действительно, Мария Монтессори была врачом-психиатром и начинала работать с проблемными детьми. В первой главе, мы уже рассказали, каких результатов она достигла. И если ее гипотеза саморазви-тия подтвердилась в работе с проблемными детьми, то она может работать и работает с утроенной силой у обычных детей, и с удесятеренной у одаренных. В том то и дело, что метод Монтессори подходит всем детям, независимо от их уровня развития. Ведь, так или иначе, каждый развивает-ся, кто-то быстрее, кто-то медленнее, но все двигаются вперед! Никто не сравнивает детей, не говорит о норме, не выдвигает базовых стандартов. Отмечаются лишь личные достижения каждого ребенка на том или ином этапе его развития. И нет в этой системе понятия «ребенок должен» – должен кому? Он сам стремится чего-либо достичь, а мы можем ему только помочь, если он просит. Во всем мире распространенны школы, где вместе учатся дети с разными возможностями и это никого не смущает, ведь Монтессори-педагог готов работать с каждым учеником, не сортируя детей на способных и не очень.

Миф второй: Монтессори-педагогика не официальная, она не сочетается с государственными стандартами образования.

Действительно Монтессори-педагогика принципиально внепрограммная. Как можно установить единый план и курс обучения и развития для детей разного возраста и возможностей? У каждого ребенка есть индивидуальный образовательный маршрут, где учтены именно его потребности и возможности. При этом учитель не учит и не воспитывает, а создает условия для максимально полного удовлетворения этих потребностей. Ребенок максимально глубоко погружается в актуальную для него в данный период деятельность. Увидеть такое в традиционной «советской» педагогике невозможно. Обычное явление для Монтессори-групп, когда 4-5 летние дети читают и пишут, 6-7 летние легко оперируют многозначными числами, делают доклады, опираясь на энциклопедии и т.д. Выпускники Монтессори-групп – потенциальные отличники, которым легко учиться, потому что они умеют учиться самостоятельно. И вот тут возникает вопрос – «А готова ли наша традиционная школа к детям, которые хотят учиться?».

Миф третий: Система Монтессори рождена в Европе (а то и в Америке) и не подходит нашим детям.

Этому мифу уже почти сто лет, пора развеять и его, ведь на дворе век Интернета и всеобщей глобализации и отгораживаться от этого нелепо. Более полувека у нас воспитывали «советских граждан», не людей, а винтики в государственной машине, наказывая за инакомыс-лие и проявления индивидуальности. Тоталитарному государству не нужны свободные люди, ему нужны послушные исполнители. Именно поэтому и возник этот миф еще на заре Советской власти, когда и так немногочисленные Монтессори-школы были закрыты, а сама Монтессори-педагогика запрещена как «чуждая российской культуре». На самом деле, Монтессори-педагогика вне каких либо государственных границ, политических строев, культурных уровней и прочих условностей, выдвигаемых взрослыми. Она создана для детей всего мира и создана, так чтобы дети ощущали себя свободными в этом мире.

Миф четвертый: Монтессори – это искусствено созданная среда, насыщенная предметами, которые не могут научить его жить в большом мире.

Да, действительно, Монтессори-педагогика – это средовая педагогика. Здесь вы не увидите ни учителя с указкой у доски, ни учебни-ков, ни парт. Зато много легко доступных материалов, как классиче-ских, так и сделанных руками педагогов. Все эти материалы способны в любой момент удовлетворить потребность ребенка в изучении языка, математики, окружающего мира, развитии сенсорных чувств, мелкой моторики и т.д. Оказавшись в этой среде, ребенок получает свободу действий, учится выбирать и отвечать за свой выбор, пользоваться свободой не в ущерб другим людям. Для Монтессори-детей понятия «свобода» и «дисциплина» слиты в одно целое.

Миф пятый: Монтессори-педагогику нельзя назвать творческой, почти не уделяется время рисованию, музыке и т.д., а только лишь работе с материалами по заданным правилам.

И все же такое количество творческих работ (именно детских, а не педагогов) вряд ли можно увидеть где-то еще. И рисуют дети не по принуждению педагога, а исходя из собственных побуждений к самовыражению. Кроме Монтессори-занятий проводятся и музыкаль-ные, где под веселые песенки мы танцуем и поем, прыгаем и бегаем, топаем и хлопаем и т.д. Дети легко запоминают эти песенки и поют сами – играя, на прогулке, и просто так, для «души». Кроме того, работа с материалами побуждает ребенка к творчеству, ведь педагог показывает ему алгоритм действия, для того чтобы он дальше самостоятельно мог найти свой способ деятельности с материалом. А это ни что иное, как творчество!

Миф шестой: невозможно работать в разновозрастной группе. Старшие будут обижать младших или «опускаться» до их уровня.

Да, в наших группах дети от 1,6 до 6 лет. Но ведь и в семье раз-ница между детьми несколько лет. И отношения между ними зависят в первую очередь от родителей, как они выстраивают систему взаимоотношений в семье. Монтессори-группа это образец такой семьи, где младшие опекаемы, а старшие выступают в роли ведущих за собой лидеров. Невозможно чему-либо научить младшего, если ты не знаешь этого сам. Возникает дополнительный стимул к самообра-зованию. Очень часто старшие выступают в роли «учителей» и получается это у них не хуже чем у взрослых. Одновременно занятия и поведение старших становятся образцом для младших, как бы зоной дальнейшего развития. Разновозрастная группа помогает ребенку прожить разные роли, обогащает его социальный опыт, помогает избегать конфликтов, так как в такой группе детям не надо «выяс-нять» - кто главный, кто малыш, а кто уже «подрос» до старшего.

Миф седьмой: дети в Монтессори-группах не играют.

Мария Монтессори не отрицала игру как таковую, но понимала под ней процесс освоения ребенком реального мира. Вы наверняка замечали, с каким удовольствием дети готовы стирать, мыть посуду (как мама), или забивать гвозди (как папа), а самые маленькие с упоением играют на кухне со сковородками и кастрюлями, для них очень важно участвовать в полезной осмысленной деятельности. А мы все время ссылаем их в мир игрушечных машинок, пистолетов, кукол, компьютеров и удивляемся, почему же игрушки им так быстро надоедают, почему ребенок не хочет учиться, почему он не убирает в своей комнате и т.д. Несомненно ребенку необходимы и игрушки, но в качестве отдыха от полезной деятельности. Поэтому в Монтессори-группе обязательно отводится уголок для игровой зоны, насыщенной привычными игрушками.

Миф восьмой: у детей-Монтессори плохо развита речь, по-скольку учитель говорит мало.

А как же занятия по развитию речи? А круги, где каждый может рассказать что-нибудь свое и выслушать рассказ другого, в том числе и учителя. Привыкаем говорить, образно и четко выражая свои мысли. Именно так говорит учитель, проводя презентацию или короткий урок. Ребенок впитывает речь учителя, а затем ее воспроизводит. При этом речь у него развивается быстрее и словарный запас богаче, он может точнее выразить свои мысли и чувства, так как имеет опыт публичных выступлений и рефлексивных высказываний на ежедневных кругах.

Миф девятый: Мария Монтессори не любила сказки и не читала их детям.

А вот это и не миф вовсе, а чистая правда. Дело в том в ее время в Италии большинство сказок были злыми и заканчивались плохо. Она предпочитала читать детям истории о происхождении мира, о тайнах океана, о том, где встает солнце и т.д., опираясь на естественнонауч-ное сознание. В нашей культуре немало замечательных, добрых сказок со счастливым концом, которые мы обязательно читаем детям, не забывая и про научные истории, полагая что, не нарушаем принципы Монтессори-педагогики.

Миф десятый: Монтессори-дети не овладевают навыками социализации, поскольку часто учатся автономно.

Практика показывает, что наоборот они более контактны, привет-ливы, доброжелательны, спокойны, легче адаптируются в незнакомой обстановке. Это потому, что они имеют опыт различных социальных контактов и нерегламентированных видов деятельности.

Миф одиннадцатый: Монтессори-дети растут в тепличных условиях, после такого опыта им будет тяжело жить в нашем жестоком мире.

Проведем аналогию с огородом. Можно высадить растение в грунт, но все же чаще мы проращиваем его на светлом, теплом окошке. Может быть, в грунте оно и было бы крепче, но, сколько семечек в нем погибает, не прорастая? При этом проращенные на окошке, в грунте выживают все. Так пусть же, как можно дольше ребенок развивается естественным образом, чувствует себя счастливо, свободно и защищено. Тем более в наших силах создать все условия для этого. Мы надеемся, что куда бы ни пришли наши дети в них увидят личность и будут ее любовно взращивать!