Программа «Первые шаги» была разработана на научной основе ассистентами кафедры дошкольного образования и логопедии ТГПУ Глущенко Ю.А. и Паньшиной О.В. под руководством доцента, канд. психологических наук, Вершининой Л.В. Цель – развивать навыки общения детей друг с другом и со взрослыми с помощью разнообразных дидактических игр. Подготовка детей к детскому саду.
Задачи:
По отношению к ребенку:
- Развивать общую активность ребенка.
- Способствовать познанию окружающего мира.
- Показать модели общения с другими детьми и взрослыми.
- Освоить разные действия с развивающими игрушками и предметами.
- Развивать мелкие движения рук, что необходимо для развития речи.
- Способствовать развитию самопознания: познание своего тела, выделение себя из окружающего мира.
- Развивать доверие ребенка к взрослому.
- Поддерживать и закреплять положительные эмоции к совместным занятиям, к разным видам деятельности и к окружающим людям.
По отношению к родителю:
- Помочь побольше узнать о возможностях своего ребенка.
- Показать разные занятия и игры (подвижные и развивающие), которыми можно занять малыша в домашних условиях.
- Предоставить возможность родителям общаться и делиться опытом с другими родителями.
Программа ориентирована на возраст детей от 6 месяцев до 1,5 лет.
Программа предусматривает организацию небольшой группы детей состоящих из 4 – 5 малышей в присутствии одного из родителей ребёнка. Это позволяет сохранить индивидуальный подход к каждому ребенку на занятии. Длительность занятий: от 20 до 40 минут, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
Игровые упражнения, входящие в состав занятия, сочетаются между собой особым образом: чередуются по сложности, лёгкости выполнения и характеру деятельности (т.е. чередование умственной деятельности и физической . Педагог периодически вносит в занятия одни и те же развивающие игрушки с целью освоения новых, более сложных действий с ними. Организованная нами предметная деятельность детей стоится по определенной структуре, согласно которой чередуются разные виды деятельности. Каждое занятие состоит из 8 – 10 игровых упражнений (в зависимости от возраста детей) и включает разные направления в развитии.
- Игры-упражнения на развитие самопознания и речи с использованием потешек с именами, с называнием частей тела.
- Игры-упражнения на умственное развитие, развитие органов чувств и мелких движений пальцев рук с использованием пальчиковой гимнастики, действий с развивающими игрушками и предметами разной формы, цвета, величины.
- Физическое развитие с помощью подвижных игр-упражнений (''Еду-еду'', ''Топотушки'' и т.п.) и танцев.
- Музыкальное развитие детей включает развитие чувства ритма и темпа музыки посредством танца.
- Игры-упражнения на развитие доверия ребенка к матери, к отцу. («Снежный ком» и т.д.).
Структура занятия:
- Приветствие. Игра с перчаточной куклой, с использованием потешек.
- Игра-упражнение с развивающими игрушками.
- Пальчиковая гимнастика.
- Игра-упражнение с предметами разной формы, цвета, величины.
- «Топотушки» - ходьба по массажной дорожке.
- Игра-упражнение с одной развивающей игрушкой с целью взаимодействия детей друг с другом.
- «Еду-еду», «снежный ком» - подвижные игры направленные на физическое развитие и на развитие доверия ребенка к матери (к отцу).
- Мыльные пузыри – игра на развитие координации движений рук, внимания.
- Танцы или игра на детских музыкальных инструментах под специальные детские мелодии.
Что делает на занятиях педагог:
- помогает ребенку осваивать действия с развивающими игрушками;
- помогает установить контакт с другими детьми;
- наблюдает за особенностями действий ребенка с целью поиска индивидуального подхода;
- рассказывает родителям о достижениях ребенка;
Что делает на занятиях ребенок:
- осваивает новые действия с развивающими игрушками;
- взаимодействует с другими детьми и взрослыми.
Что делает на занятиях родитель:
- поддерживает эмоциональный комфорт ребенка в новых условиях;
- помогает действовать с развивающими игрушками;
- наблюдает за успехами малыша.
Ожидаемые результаты:
У ребенка:
- Повышение общей активности.
- Способность к познанию окружающего мира.
- Навыки разных действий с развивающими игрушками и предметами.
- Развитие мускулатуры рук и пальчиков.
- Способность самопознания: познание своего тела, выделение себя из окружающего мира.
- Умение общаться в разных ситуациях с другими детьми и взрослыми.
- Устойчивое чувство доверия ко взрослому.
- Положительные эмоции к совместным занятиям, разным видам деятельности с другими людьми.
- Благополучная адаптация к детскому саду.
У родителя:
- Узнавание возможностей своего ребенка.
- Способы занятий с ребенком в домашних условиях.
- Общение с другими родителями, обмен опытом.