Top.Mail.Ru

Новости

История Монтессори – педагогики.

Будущая основательница Монтессори - педагогики родилась 31 августа 1870 г., в провинциальном итальянском городке, в семье государственного служащего. Единственную дочь назвали Марией. Когда ей исполнилось двенадцать лет, родители переехали в Рим, чтобы дать дочери хорошее образование. Для того времени единственной открытой профессией для женщины была профессия учительницы. Однако Мария вопреки всем ограничениям решила стать инженером и в 1890г. поступила на математический факультет Римского университета. Вскоре ее интересы смещаются в сторону биологии и медицины, но и тут общество ставит ей преграды: женщинам запрещено изучать медицину.И опять Мария преодолевает все условности и запреты и становится единственной девушкой студенткой медицинского факультета.

С 1895г. Мария Монтессори работает ассистентом в больнице, а в 1896 году защищает диссертацию по психиатрии. Теперь она первая в Италии женщина - доктор медицины. В период 1897-1898г. Мария Монтессори посещает лекции по педагогике и изучает все основные работы по теории воспитания и образования. Она приходит к убеждению, что детям с нарушениями развития можно и нужно помогать путем педагогического воздействия.

До 1890 года Мария Монтессори работает с умственно отсталыми детьми из бедных семей в созданной ей же школе. Она разрабатывает и применяет разнообразный дидактический материал. На олимпиаде учащихся начальных школ воспитанники Монтессори превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Это производит сенсацию в мире педагогики, а сама Мария Монтессори задумывается над тем, что же происходит с нормальными детьми в обычной школе. В 1901 году Мария покидает созданную ей школу и поступает на философский факультет Римского университета. Одновременно она проводит антропологические исследования и посещает римские школы, где ее ужасают условия, в которых протекает обучение детей: классно-урочная система и система наказаний, в том числе и телесных.

1907 год стал годом рождения первого «Дома ребенка». Он открылся 6 января, в Риме, в одном из самых неблагополучных районов для бедняков – Сан-Лоренцо. Изначально это была всего лишь комната в одном из домов, по улице Via dei Marsi, где собрали 50 детей в возрасте от 2 до 6 лет. С этого момента и до конца жизни Мария Монтессори занимается проблемами воспитания и образования здоровых детей. Именно в первом Доме ребенка в ходе экспериментальной работы окончательно сложился ее метод. Много лет спустя, в 1942 году Мария Монтессори, выступая перед собранием, скажет: «Я не знаю, что со мной случилось, но рано утром, 6 января 1907 года, когда я села писать свою речь для открытия первого Дома ребенка, у меня было видение, что-то дело, которое мы начинаем, будет огромным и важным и однажды случится так, что люди соберутся со всего мира, чтобы посмотреть на нашу работу».

В «Дом ребенка» в Риме приезжали гости со всего мира. В 1914 году его посетила делегация из России. В ее составе была Юлия Фаусек. Именно она стала пионером Монтессори - движения в России. Почти тридцать лет своей жизни она посвятила распространению Монтессори метода в нашей стране, практической работе с детьми, разработке материалов для изучения родного языка и грамматики. В 1929 году основана Международная Ассоциация Монтессори. Мария Монтессори становится ее первым президентом. В 1939 году Мария Монтессори совершает поездку в Индию, где узнает о начале Второй мировой войны. Фашистский режим в Италии закрывает все Монтессори школы, а сама Мария вынуждена все годы войны жить в эмиграции, в Индии. Ее научные интересы все более сосредотачиваются на проблемах развития и воспитания детей раннего возраста. В 1946 году Мария Монтессори переезжает в Голландию, и последние годы жизни посвящает активной общественной и научно-педагогической деятельности, борьбе за мир. В 1949 году ее кандидатура была выдвинута на Нобелевскую премию мира. Итальянцы очень гордятся своей соотечественницей – портрет Марии Монтессори можно было увидеть на одной из денежных купюр этой страны, до того как ввели Евро. Скончалась Мария Монтессори в Голландии, 6 мая 1952 года.

Взгляд Марии Монтессори на природу ребенка.

В свое время Мария Монтессори неоднократно критиковала современные ей представления о воспитании детей. В 2007 году Монтессори-педагогике исполнилось сто лет, но до сих пор многие взрослые и традиционная педагогика твердо убеждены в том, что взрослый человек может и должен с высоты своего жизненного опыта сформировать характер и мировоззрение ребенка. С позиций Монтессори-педагогики это глубоко неверно, поскольку взрослый и ребенок – два кардинально различных по своей природе существа. Взрослый обладает развитой силой воли, владеет собой, работает осознанно и целеустремленно. Цель работы взрослого находится извне, он изменяет окружающую его реальность, подстраивая ее под свои потребности. У ребенка же самообладание еще не развито, он живет в среде созданной взрослыми для взрослых и цель его жизни и работы – в нем самом, в построении собственной личности, исходя из потенциала, заложенного в него природой. В это очень трудном процессе ему помогают такие особенности психического развития, как впитывающий разум и возрастная сенситивность.

Впитывающий разум – уникальная способность, данная природой ребенку от 0 до 3 лет, впитывать в себя образы окружающего мира, не разделяя их на «хорошие и плохие», «полезные и бесполезные» и т.д., делая это бессознательно и неустанно. Особое значение в этот период приобретает среда, окружающая малыша. Задача взрослых создать такую среду, в которой тот мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития, «впитать» родную речь, образцы позитивного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами.

Примерно к 3,6 годам впитывающий разум ребенка постепенно трансформируется, заменяясь настоящей памятью. Это не значит, что он полностью утрачивает способность впитывать образы окружающего мира, но в этом возрасте ребенок уже нуждается в помощи обучающего воспитания. Иначе говоря, за право быть сознательным, человек платит немалую цену – ему приходиться трудиться, чтобы чему-либо научиться.

Сенситивные периоды – это периоды особой чувствительности, присущие всем детям независимо от их национальности, цвета кожи, языковой среды, уровня цивилизации, материального достатка родителей и их социального статуса и т. д. Иначе говоря, сенситивные периоды универсальны. В то же время они и индивидуальны, так как время их возникновения, длительность и динамика протекания различны у каждого конкретного ребенка. Причем взрослые на возникновение и угасание этих периодов никак влиять не могут. Служат эти периоды для того, чтобы ребенок имел возможность приобрести необходимые знания, умения, способы поведения и т. д. не затрачивая при этом ненужных усилий, непринужденно и с интересом. Сенситивные периоды проходят безвозвратно, независимо от того, был ли реализован внутренний потенциал для развития определенных психических процессов и свойств. И если упущен «удобный» случай естественным образом приобрести определенную способность, то этот случай упущен навсегда. Можно конечно наверстать упущенное, но это требует и от взрослого и от ребенка усилий воли, труда и напряжения и часто делает процесс обучения ненавистным для обеих сторон.

В связи с вышесказанным на взрослого – педагога и родителя возлагается миссия – наблюдать и замечать проявления характерные для того или иного сенситивного периода и использовать результаты наблюдения, для того чтобы подготовить окружающую среду с теми средствами обучения, в которых ребенок объективно нуждается в данный момент. К основным сенситивным периодам относятся:

1. Сенситивный период развития речи – от 0 от 6 лет.

  • 0-2,6 года – «впитывание» родной речи.
  • 2,6-3 года – ребенок говорит фразами, часто говорит сам с собою, он чувствует, что нуждается в языке.
  • 3-4 года – ребенок решает с помощью языка свои проблемы, развивает фонематический слух, осваивает буквы как символы звуков.
  • 4-4,6 года – время спонтанного письма.
  • 5-6 лет – ребенок самостоятельно читает.

2. Сенситивный период восприятия порядка – от 0 до 3 лет.

В этот период жизнь ребенка подчинена определенному внешнему и внутреннему ритму. Он требует внешнего порядка в окружающей среде, спонтанно ставит на место предметы, которые брал, почти ритуально, тщательно выполняет различные действия.

3. Сенситивный период сенсорного развития или утончения чувств – от 0 до 6 лет.

Ребенок обладает почти всеми чувствами, присущими человеку, уже в момент появления на свет (и даже в утробе матери). Но, предоставив ему возможность с первых дней жизни развивать, совершенствовать, утончать свои чувства, мы способствуем развитию его разума. «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни» - говорит М. Монтессори.

4. Сенситивный период восприятия маленьких предметов – от 1,6 до 2,6 лет.

5. Сенситивный период развития движений и действий – от 0 до 6 лет.

Примерно к году ребенок делает первый шаг и до 2,6-3 лет испытывает интенсивную потребность развития мелкой моторики пальцев и мускул рук, одновременно совершенствуя навык ходьбы. К 5-6 годам ребенок много бегает, прыгает, лазает, тренируя свою крупную моторику.

6. Сенситивный период развития социальных навыков – от 2,6 до 6 лет.

Ребенка интересуют формы поведения в группе, отношения с взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни. Происходит интенсивное впитывание культуры.

Развивающие эффекты метода М. Монтессори.

Постарайтесь вспомнить своего малыша в возрасте трех-трех с половиной месяцев. «О чем это он так усиленно думает?» - с улыбкой удивляемся мы, видя, как такая кроха сосредоточенно рассматривает свои пальчики. Не удивляйтесь, даже в столь раннем возрасте, дети уже могут концентрировать свое внимание на какой либо деятельности, занимающей их в данный момент. Причем делают они это абсолютно бессознательно и спонтанно. Мария Монтессори называла это явление детского сосредоточения – концентрацией внимания, а постоянный интерес к одной и той же деятельности – поляризацией внимания. Именно поляризацию внимания Монтессори считает необходимым условием и признаком начала глубоких позитивных изменений в ребенке – начала процесса нормализации его поведения. Под нормализацией она понимала превращение поведения ребенка из отклоняющегося в нормальное.

Что же такое “нормальное поведение”? К его признакам относится: умение концентрироваться и сосредоточенно работать, заниматься самостоятельной деятельностью, умение выбрать тот вид деятельности, который соответствует его внутренней потребности. «Нормализованный» ребенок дружелюбен, отзывчив, коммуникабелен, хорошо владеет собой. «Ненормализованный» ребенок стремится обладать предметом (игрушкой, материалом, книжкой и т.д.), а «нормализованный» стремится получить знания об этом предмете и поделиться этими знаниями с окружающими его людьми.

Дети Монтессори активны в общении, позитивно настроены, умеют предлагать свою помощь и сами при необходимости просят о ней, старшие заботятся о младших, а младшие перенимают опыт старших товарищей. А главное, они все время «работают» над становлением своей личности, то есть сосредоточенно и увлеченно занимаются той деятельностью, которая соответствует именно их внутренним потребностям. Эти дети свободны, ноне забывают, что вокруг такие же свободные люди, и необходимо жить так, чтобы право этих людей на свободу не ущемлялось. Это самый значительный и важный результат, которого ребенок достигает в результате собственной работы над собой, без давления взрослого. Что же помогает ребенку стать «нормализованным», учиться самостоятельно и без напряжения, изучать мир вокруг и находить свое место в нем? Это в первую очередь, развивающая предметно-пространственная среда, и особая система отношений, выстроенная между педагогами и детьми, детьми между собой.В действующей Монтессори группе можно наблюдать эти различия в реальном времени – недавно пришедшие дети зачастую агрессивны, суетливы, не желают делиться игрушками и отбирают их у других детей, невнимательны, шумят, не умеют, а часто и не хотят заботиться о себе, или наоборот пассивны, медлительны, плаксивы, пугливы. Естественно группа таких детей производит удручающее впечатление – крик, шум, хаос, беспорядок! Если вы придете в эту же группу через 2-3 месяца то увидите совершенно другую картину – каждый ребенок занят своим делом, они уже реже спорят, чаще договариваются, жалеют друг друга и помогают. На Монтессори занятии в такой группе царит тишина – группа работает!

Развивающая предметно-пространственная среда. Монтессори-материалы. Роль учителя.

Итак, этот момент наступил – вы со своим малышом вошли в Монтессори - класс. Первое, что вы увидите, это множество материалов, которые стоят на низеньких открытых полочках в свободном доступе и линия овальной формы, наклеенная или нарисованная на полу. Звенит колокольчик и вас приглашают, сесть на эту линию или как говорят Монтессори - педагоги «сесть в круг». Начинается групповое занятие – «круг». На «кругах» мы знакомимся с новичками, приветствуем друг друга, и все-все вокруг нас, учимся позитивно общаться и взаимодействовать. Разучиваем стихи и песенки, сопровождая их движениями – стихоритмопластика. Показываем друг другу языки – артикуляционная гимнастика, и делаем специальные дыхательные упражнения для профилактики насморка. Развиваем речь – играем с пальчиками и в звуковые игры, рассказываем истории из прожитого накануне, обсуждаем текущие события и погодные явления, праздники, поздравляем именинников – играем в «Каравай» и дарим подарочки. Бывают тематические круги, когда прорабатывается заранее намеченная педагогом тема или презентуется новый материал. Бывают у нас и спонтанные круги, – когда кто-то из старших детей берет на себя инициативу и делится опытом с товарищами, или возникает потребность срочно обсудить что-то, – например, правила по которым мы живем в группе. Отдельно можно выделить круги с тихими играми и ходьбой по линии. После 15-20 минутного круга дети переходят к свободной работе с материалами. Это значит, что ребенок свободно выбирает, с каким материалом он хочет заниматься, сколько он будет с ним работать, будет ли он работать один или позовет другого ребенка. Вновь пришедшему ребенку предоставляется выбор, он может наблюдать за другими детьми, или поискать тот материал, который его заинтересует. Педагог не спешит «увлечь» новичка чем-либо, а терпеливо наблюдает и ждет, когда ребенок сделает свой собственный выбор. Как правило, дети, перебрав несколько материалов и сменив несколько видов деятельности, находят «свое» дело и работают! Свободная работа длится полтора-два часа и заканчивается наведением порядка в среде, уборкой ковриков и еще одним кругом, где каждый в свою очередь может рассказать, чем он сегодня занимался, показать сделанный рисунок или поделку. Если кто-то после занятия уходит домой, то для него зажигается свеча. Все берутся за руки и после слов «до свидания, до встречи» вместе задуваем огонек. Не спеша, тихо, можно выйти из класса. Весь развивающий материал разделен на пять зон, в соответствии с пятью учебными разделами Монтессори - педагогики.

  1. Зона для упражнений в практической ежедневной жизни.
  2. Сенсорная зона.
  3. Зона развития речи, подготовки руки к письму и обучения чтению.
  4. Математическая зона.
  5. Космическая зона.

В каждой зоне материалы располагаются слева направо, от простого к сложному. Каждый материал присутствует в единственном экземпляре, за каждым закреплено место на полке. В чем же отличие Монтессори-материалов от развивающих игрушек и пособий, продающихся в магазинах? Дело в том, что все Монтессори – материалы соответствуют определенным принципам и обладают общими качествами:

  1. Внешняя привлекательность и эстетичное оформление. Монтессори - материалы приятны на ощупь, они как бы «зовут» ребенка взять их.
  2. Прочность и долговечность. Материал должен служить нескольким поколениям детей, а не рассыпаться через 1-2 недели, поэтому их изготавливают на фабрике из качественного, часто природного сырья. Фабричные Монтессори - материалы довольно дорогие.
  3. В Монтессори - материале обязательно заложен контроль ошибок, работая с ним, ребенок сам видит допущенную ошибку и сам может исправить ее.
  4. В Монтессори - материале заложен принцип природосообразности, то есть он отвечает внутренним потребностям ребенка в определенный сенситивный период его развития.
  5. Изоляция трудности – каждый материал содержит только одну трудность, которую ребенок может обнаружить и понять. Например, Розовая башня показывает разницу в размерах кубов, а не в размерах, цвете, дизайне и звуке. Только точный и четкий материал позволяет ребенку выделять признаки предметов в чистом виде, способствует адекватному осознанию внешнего мира. Монтессори - материал не головоломка.
  6. Возможность усложнять и дополнять работу с материалом новыми упражнениями для продвижения ребенка на пути «саморазвития».
  7. Материал косвенно готовит ребенка для будущего обучения в школе: готовит руку к письму, развивает фонематический слух и абстрактное мышление, навыки анализа и обобщения и т.д.
  8. Материалы позволяют ребенку перейти от конкретных действий с предметами руками, к абстрактному оперированию понятиями, например от счета бусин или камешков, к сложению и вычитанию в уме.
  9. И самое главное, наконец, – все Монтессори - материалы созданы так, что ребенок может заниматься с ними самостоятельно, без участия и вмешательства взрослых.
  10. Все материалы, кажущиеся на первый взгляд такими простыми, заключают в себе глубокий философский смысл: работая с ними, ребенок упорядочивает свое внутреннее состояние, систематизирует мир вокруг себя и получает возможность «почувствовать» как он устроен, осознать свое в нем место и в конечном итоге – «построить себя, свою личность».

На занятии Монтессори действуют несколько правил, которые помогают каждому ребенку и группе в целом максимально эффективно и сосредоточенно работать. Вот эти правила:

  1. С материалом работаем либо на своем личном коврике, либо на столе. Можно заниматься в водной зоне. Прежде, чем взять материал, возьми коврик.
  2. Если ты впервые взял, какой либо материал и не знаешь, что с ним делают, спроси у учителя. Он обязательно покажет, а дальше сможешь работать сам.
  3. На занятии мы говорим шепотом и ходим тихо, так как громкие звуки и шум отвлекают других людей от их работы.
  4. Если нужный тебе материал занят, подожди. Ты можешь спросить разрешения присоединиться, но если тебе отказали, отойди. Ты можешь взять другой материал или наблюдать.
  5. Идя по классу, обходи чужие коврики. Это рабочее место другого человека и его личное пространство, вторгаться в которое мы не имеем права, без его на то позволения.
  6. Если ты закончил заниматься с каким либо материалом, приведи его в порядок и поставь на место. Другому человеку будет приятно взять аккуратный и красивый материал.

Эти правила распространяются и на взрослых посетителей Монтессори занятия, но мы добавили к ним еще несколько, только для взрослых:

  1. Будьте, пожалуйста, спокойны, незаметны и осторожны.
  2. Не забывайте «В тишине работать легче», поэтому разговаривайте шепотом и только в случае необходимости.
  3. Отключите, пожалуйста, мобильные телефоны, так как, звонки отвлекают детей от работы. При необходимости поговорить, выйдите, пожалуйста, в администраторскую.
  4. Наблюдайте за самостоятельной работой детей, и помогайте им, только если они просят Вас о помощи.
  5. Все вопросы, которые Вы хотите задать педагогу, можно записать и обсудить их после занятия. Вы также можете попросить учителя о встрече,чтобы получить ответы на свои вопросы.

У вас может возникнуть вопрос, а зачем же в классе учитель, если дети работают сами и все так замечательно? Монтессори-педагог немногословен и практически незаметен в классе, он часть среды, старший товарищ, коллега, партнер, посредник между ребенком и подготовленной средой. Он наблюдает за работой детей, помогает, если ребенок просит о помощи, следит за соблюдением правил и фиксирует наблюдения в письменном виде. Можно выделить шесть основных функций Монтессори - педагога:

  1. Посредническая – педагог показывает ребенку, как работают с материалом, дает образец действия, после чего оставляет ребенка наедине с материалом, давая ему возможность самостоятельно действовать. Подобный показ называется презентацией материала.
  2. Руководящая – учитель наблюдает и только в нужный момент предоставляет ребенку помощь.
  3. Обучающая – учитель дает урок в тот момент, когда он показывает образец работы с материалом. Его действия служат примером, которому ребенок подражает.
  4. Организующая – педагог создает подготовленную среду, содержащую средства для самовоспитания и заботится о порядке в этой среде. Он ответственен за сохранение комфорта в группе.
  5. Диагностическая – Монтессори - педагог обязан уметь наблюдать за поведением ребенка и оценивать уровень его физического и психического развития, владеть техникой наблюдения и фиксировать его результаты.
  6. Защитная – учитель следит, чтобы ничто и никто не мешал детям заниматься.

Одиннадцать мифов о Монтессори – педагогике.

Мифы рождаются в тот момент, когда появляется нечто новое, кардинально отличающееся от привычных, «впитанных» норм и правил. Как правило, информации об этом новом еще недостаточно, начинает работать «сарафанное радио», возникают субъективные мнения, рождаются слухи и мифы, прочно укореняющиеся в сознании людей. Подобная история произошла и с педагогикой Монтессори, которая активно стала развиваться в России (в т.ч. и в Томске) в начале 90-х годов. Монтессори - учителям часто приходится сталкиваться с нелепыми предубеждениями и непониманием, как со стороны родителей, так и со стороны чиновников и традиционных педагогов. Им остается только спокойно разъяснять суть Монтессори - педагогики, и главное продолжать работать с детьми, чтобы полученные результаты можно было противопоставить самым негативным предубеждениям и развеять их.

Миф первый: это педагогика для детей с отклонениями в развитии.

Да действительно, Мария Монтессори была врачом-психиатром и начинала работать с проблемными детьми. В первой главе, мы уже рассказали, каких результатов она достигла. И если ее гипотеза саморазвития подтвердилась в работе с проблемными детьми, то она может работать и работает с утроенной силой у обычных детей, и с удесятеренной у одаренных. В том то и дело, что метод Монтессори подходит всем детям, независимо от их уровня развития. Ведь, так или иначе, каждый развивается, кто-то быстрее, кто-то медленнее, но все двигаются вперед! Никто не сравнивает детей, не говорит о норме, не выдвигает базовых стандартов. Отмечаются лишь личные достижения каждого ребенка на том или ином этапе его развития. И нет в этой системе понятия «ребенок должен» – должен кому? Он сам стремится чего-либо достичь, а мы можем ему только помочь, если он просит. Во всем мире распространены школы, где вместе учатся дети с разными возможностями и это никого не смущает, ведь Монтессори - педагог готов работать с каждым учеником, не сортируя детей на способных и не очень.

Миф второй: Монтессори-педагогика не официальная, она не сочетается с государственными стандартами образования.

Действительно Монтессори-педагогика принципиально внепрограммная. Как можно установить единый план и курс обучения и развития для детей разного возраста и возможностей? У каждого ребенка есть индивидуальный образовательный маршрут, где учтены именно его потребности и возможности. При этом учитель не учит и не воспитывает, а создает условия для максимально полного удовлетворения этих потребностей. Ребенок максимально глубоко погружается в актуальную для него в данный период деятельность. Увидеть такое в традиционной «советской» педагогике невозможно. Обычное явление для Монтессори-групп, когда 4-5 летние дети читают и пишут, 6-7 летние легко оперируют многозначными числами, делают доклады, опираясь на энциклопедии и т.д. Выпускники Монтессори-групп – потенциальные отличники, которым легко учиться, потому что они умеют учиться самостоятельно. И вот тут возникает вопрос – «А готова ли наша традиционная школа к детям, которые хотят учиться?».

Миф третий: Система Монтессори рождена в Европе (а то и в Америке) и не подходит нашим детям.

Этому мифу уже почти сто лет, пора развеять и его, ведь на дворе век Интернета и всеобщей глобализации и отгораживаться от этого нелепо. Более полувека у нас воспитывали «советских граждан», не людей, а винтики в государственной машине, наказывая за инакомыслие и проявления индивидуальности. Тоталитарному государству не нужны свободные люди, ему нужны послушные исполнители. Именно поэтому и возник этот миф еще на заре Советской власти, когда и так немногочисленные Монтессори - школы были закрыты, а сама Монтессори - педагогика запрещена как «чуждая российской культуре». На самом деле, Монтессори - педагогика вне каких либо государственных границ, политических строев, культурных уровней и прочих условностей, выдвигаемых взрослыми. Она создана для детей всего мира и создана, так чтобы дети ощущали себя свободными в этом мире.

Миф четвертый: Монтессори – это искусственно созданная среда, насыщенная предметами, которые не могут научить его жить в большом мире.

Да, действительно, Монтессори - педагогика – это средовая педагогика. Здесь вы не увидите ни учителя с указкой у доски, ни учебников, ни парт. Зато много легкодоступных материалов, как классических, так и сделанных руками педагогов. Все эти материалы способны в любой момент удовлетворить потребность ребенка в изучении языка, математики, окружающего мира, развитии сенсорных чувств, мелкой моторики и т.д. Оказавшись в этой среде, ребенок получает свободу действий, учится выбирать и отвечать за свой выбор, пользоваться свободой не в ущерб другим людям. Для Монтессори - детей понятия «свобода» и «дисциплина» слиты в одно целое.

Миф пятый: Монтессори - педагогику нельзя назвать творческой, почти не уделяется время рисованию, музыке и т.д., а только лишь работе с материалами по заданным правилам.

И все же такое количество творческих работ (именно детских, а не педагогов) вряд ли можно увидеть где-то еще. И рисуют дети не по принуждению педагога, а исходя из собственных побуждений к самовыражению. Кроме Монтессори - занятий проводятся и музыкальные, где под веселые песенки мы танцуем и поем, прыгаем и бегаем, топаем и хлопаем и т.д. Дети легко запоминают эти песенки и поют сами – играя, на прогулке, и просто так, для «души». Кроме того, работа с материалами побуждает ребенка к творчеству, ведь педагог показывает ему алгоритм действия, для того чтобы он дальше самостоятельно мог найти свой способ деятельности с материалом. А это не что иное, как творчество!

Миф шестой: невозможно работать в разновозрастной группе. Старшие будут обижать младших или «опускаться» до их уровня.

Да, в наших группах дети от 1,6 до 6 лет. Но ведь и в семье разница между детьми несколько лет. И отношения между ними зависят в первую очередь от родителей, как они выстраивают систему взаимоотношений в семье. Монтессори - группа это образец такой семьи, где младшие опекаемы, а старшие выступают в роли ведущих за собой лидеров. Невозможно чему-либо научить младшего, если ты не знаешь этого сам. Возникает дополнительный стимул к самообразованию. Очень часто старшие выступают в роли «учителей» и получается это у них не хуже чем у взрослых. Одновременно занятия и поведение старших становятся образцом для младших, как бы зоной дальнейшего развития. Разновозрастная группа помогает ребенку прожить разные роли, обогащает его социальный опыт, помогает избегать конфликтов, так как в такой группе детям не надо «выяснять» - кто главный, кто малыш, а кто уже «подрос» до старшего.

Миф седьмой: дети в Монтессори - группах не играют.

Мария Монтессори не отрицала игру как таковую, но понимала под ней процесс освоения ребенком реального мира. Вы наверняка замечали, с каким удовольствием дети готовы стирать, мыть посуду (как мама), или забивать гвозди (как папа), а самые маленькие с упоением играют на кухне со сковородками и кастрюлями, для них очень важно участвовать в полезной осмысленной деятельности. А мы все время ссылаем их в мир игрушечных машинок, пистолетов, кукол, компьютеров и удивляемся, почему же игрушки им так быстро надоедают, почему ребенок не хочет учиться, почему он не убирает в своей комнате и т.д. Несомненно ребенку необходимы и игрушки, но в качестве отдыха от полезной деятельности. Поэтому в Монтессори-группе обязательно отводится уголок для игровой зоны, насыщенной привычными игрушками.

Миф восьмой: у детей - Монтессори плохо развита речь, поскольку учитель говорит мало.

А как же занятия по развитию речи? А круги, где каждый может рассказать что-нибудь свое и выслушать рассказ другого, в том числе и учителя. Привыкаем говорить, образно и четко выражая свои мысли. Именно так говорит учитель, проводя презентацию или короткий урок. Ребенок впитывает речь учителя, а затем ее воспроизводит. При этом речь у него развивается быстрее и словарный запас богаче, он может точнее выразить свои мысли и чувства, так как имеет опыт публичных выступлений и рефлексивных высказываний на ежедневных кругах.

Миф девятый: Мария Монтессори не любила сказки и не читала их детям.

А вот это и не миф вовсе, а чистая правда. Дело в том в ее время в Италии большинство сказок были злыми и заканчивались плохо. Она предпочитала читать детям истории о происхождении мира, о тайнах океана, о том, где встает солнце и т.д., опираясь на естественнонаучное сознание. В нашей культуре немало замечательных, добрых сказок со счастливым концом, которые мы обязательно читаем детям, не забывая и про научные истории, полагая что, не нарушаем принципы Монтессори – педагогики.

Миф десятый: Монтессори - дети не овладевают навыками социализации, поскольку часто учатся автономно.

Практика показывает, что наоборот они более контактны, приветливы, доброжелательны, спокойны, легче адаптируются в незнакомой обстановке. Это потому, что они имеют опыт различных социальных контактов и нерегламентированных видов деятельности.

Миф одиннадцатый: Монтессори - дети растут в тепличных условиях, после такого опыта им будет тяжело жить в нашем жестоком мире.

Проведем аналогию с огородом. Можно высадить растение в грунт, но все же чаще мы проращиваем его на светлом, теплом окошке. Может быть, в грунте оно и было бы крепче, но, сколько семечек в нем погибает, не прорастая? При этом проращенные на окошке, в грунте выживают все.

Так пусть же, как можно дольше ребенок развивается естественным образом, чувствует себя счастливо, свободно и защищено. Тем более в наших силах создать все условия для этого. Мы надеемся, что куда бы ни пришли наши дети в них увидят личность и будут ее любовно взращивать!