Адаптация ребенка

Адаптация ребенка

Адаптация – это приспособление организма ребенка к новой обстановке, которая включает широкий спектр индивидуальных реакций в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.

Можно выделить две стороны адаптационного периода:

  • Биологическая сторона предполагает приспособление организма к новому режиму дня. Во время биологической адаптации происходит перестройка биологических систем организма, которая обеспечивает целесообразное приспособление к новым условиям жизни;
  • Социальная сторона – привыкание к новому окружению людей. Социальная адаптация предполагает способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий.
  • Исследования в области вопроса адаптации, помогли выделить факторы, которые влияют на характер адаптации:

  • возраст (зависит от кризисных периодов ребенка);
  • состояние здоровья и уровень общего развития;
  • индивидуальные особенности ребенка (в начале посещения детского сада происходит аффективное обострение свойственного детям темперамента; то есть дети склонные к флегматическому характеру – затормаживаются, а к холерическому типу темперамента проявляется агрессивность и гиперактивность и т. д.).
  • биологические и социальные факторы (болезни ребенка и матери, условия жизни в семье, несформированность психологических факторов и навыков);
  • опыт общения ребенка с детьми и взрослыми;
  • правила взаимоотношения (ребенок должен уметь положительно реагировать на требования взрослых);
  • степень сформированности навыков самообслуживания.
  • Труднее адаптируются, единственные в семье дети и чрезмерно опекаемые родственниками. Нервное состояние матери также влияет на адаптацию, поскольку повышает беспокойство за ребенка и создает ответную зависимость от его эмоционального состояния по типу невротической привязанности. Существенной причиной затруднения адаптации будут необщительность родителей, неуверенность в себе, тревожность и мнительность, что не способствует развитию контактности детей и легкости общения детей в группе, а также, если ребенок не имел опыта общения с детским коллективом.

    Практика показывает, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий как подойти или обратиться к чужому для него взрослому или другому ребенку.

    Вхождение в детский сад должно быть постепенным. Вначале нужно привести его в группу, познакомить с педагогами группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается. Пообщаться с ребятами, посмотреть вместе с ним игрушки, вызвать интерес к новому окружению. А также лучший вариант – это посещение мамы с малышом клубных групп, чтобы ребенок мог привыкнуть к новому окружению, обстановке и персоналу, для того чтобы для ребенка при посещении детского сада было уже все знакомо. На клубные занятия ребенок приходит с близким ему взрослым для того, чтобы поиграть, пообщаться с ним и с другими детьми в наиболее комфортных условиях: как ни хорошо ребенку дома с мамой, а полноценного общения все равно не получается, потому что мама постоянно занята то уборкой, то готовит еду, и все ее взаимодействие с ребенком идет параллельно с этими бесконечными домашними делами. Здесь взрослый может остановиться, отдохнуть, пообщаться с ребенком, с другими родителями, увидеть сходство переживаемых ими трудностей и проблем. Первый опыт пребывания в детском центре ребенок приобретает под защитой близкого человека.

    Когда вы уже на пороге детского сада:

  • Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может случиться, и он долго не будет вас отпускать;

  • Если ребенок с трудом расстается с мамой, то желательно первые несколько дней ребенка отводит в детский сад папа, либо кто-то из родственников;
  • Давайте ребенку в садик его любимую игрушку;
  • Рекомендуется отдавать ребенка впервые дни посещения детского сада на полдня, так как некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. А вопрос о дальнейшем режиме посещения детского сада, основывается на наблюдении за поведением ребенка (как он себе чувствует комфортно или дискомфортно в группе детского сада). И следует также помнить, что не следует злоупотреблять долгим посещением детского сада на полдня, что чревато, тем, что ребенку будет трудно переключиться на проведение целого дня в детском саду.
  • Педагог должен быть внимательным к детям, которые только появились в детском саду, и решить ряд задач:

    I. Педагог должен установить эмоциональный контакт с ребенком, расположить к себе и войти в доверие.
    Показатели решения задач:
         1. ребенок охотно идет от родителей к педагогу;
             2. ребенок улыбается и радуется, когда видит педагога;
         3. быстро успокаивается в общении с педагогом;
         4. ребенок обращается за помощью и разъяснениями к педагогу.
    II. Помочь ребенку привыкнуть к обстановке и ориентироваться в ней.
    Показатели решения:
         1. ребенок знает назначение и расположение комнат;
         2. ребенок знает, где находятся предметы его личного пользования.
    III. Помочь ребенку привыкнуть к новой для него организации жизни (режиму дня):
    Показатели решения:
         1. ребенок лично подчиняется к режиму дня;
         2. сохраняет хорошее настроение во время бодрствования, не только рядом с взрослыми, но и в поведенческой обстановке.
    IV. взрослый должен помочь ребенку установить равные взаимоотношения с детьми группы.
    В адаптационный период со стороны педагога ведутся наблюдения за поведением ребенок, которые фиксируются в дневнике наблюдения.

    В период привыкания к детскому саду важно учитывать, что, находясь в группе, они чувствуют себя скованно и вынуждены сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению. Поэтому дома, привычной для него обстановке следует предоставлять им возможность играть в веселые подвижные игры и выражать эмоции в полной мере, так как это устраняет накопленное в детском саду напряжение.